Все, что вы хотели знать о чистке велосипедной цепи

Uncategorized

Продукты, упомянутые в этой статье, отобраны или рассмотрены нашими журналистами независимо друг от друга. При покупке по ссылкам на нашем сайте мы можем получить партнерскую комиссию, но это никогда не влияет на наше мнение.

Все, что вы хотели знать о чистке велосипедной цепи

Как очистка цепи помогает сэкономить деньги и набрать скорость

Сушка и смазка

Чистка цепи на велосипеде — это ключевой момент в снижении износа, улучшении эксплуатационных характеристик и проявлении любви к своему велосипеду. Это самое полное руководство по очистке велосипедных цепей, которое, вероятно, содержит больше информации, чем вы ожидали.

Реклама

Ваш велосипедная цепь изнашивается по разным причинам, но основным фактором, ускоряющим износ, является попадание в цепь абразивных частиц, которые стачивают металл. Хотя снижение износа за счет очистки цепи, безусловно, является фактором экономии средств, следует также учитывать эффективность, которая теряется из-за трения абразива.

Зачем нужно чистить велосипедную цепь?

Грязная велосипедная цепь.
Не позволяйте своей цепи так загрязняться, это приведет к износу других компонентов трансмиссии.
Колин Левич / Immediate Media

Джейсон Смит из независимой испытательной компании Friction Facts подтверждает, что эффективность грязной цепи ощутимо снижается.

«Цифры могут варьироваться в зависимости от «загрязненности» цепи, но в среднем, как показывают испытания, грязная дорожная цепь может снизить КПД примерно на 3-5 Вт (при мощности велосипедиста 250 Вт) — около 1-2% потери мощности», — говорит он.

«Например, правильно очищенная и смазанная цепь потребляет около 7 Вт. Легкая дорожная крошка, попавшая в цепь после нескольких поездок по «чистой» дороге, может стоить дополнительных 3 Вт потерь на трение».

Смит поясняет, что это число увеличивается с увеличением количества песка: «Несколько поездок по дороге без чистки или смазки могут стоить около 5 Вт потерь. В экстремальных случаях (например, в MTB или циклокроссе) мы наблюдали, как грязная цепь добавляла 12 Вт потерь по сравнению с базовым уровнем».

«Когда цепь не очищена и не смазана должным образом, увеличивается трение на поверхностях скольжения каждого звена цепи. При скорости 95 об/мин с передним кольцом 53t каждую минуту происходит 40 280 сочленений звеньев цепи. [an articulation is a link bending into or out of a ring, cog, or pulley] при прохождении цепи через трансмиссию. Из-за большого количества постоянно сочленяющихся звеньев очень важно обеспечить минимальное трение в них».

Многие велосипедисты совершают ошибку, не обезжиривая цепи перед смазкой. Если смазывать грязную цепь, то она будет продолжать притягивать загрязнения и не принесет особой пользы. Кроме того, вы рискуете получить «цепной удар», если во время поездки ваша нога соприкоснется с грязной цепью. Однако лучше смазать цепь, покрытую смазкой, перед поездкой, чем вообще ничего не делать.

Нужно ли снимать цепь с велосипеда, чтобы почистить ее?

Инструмент для раскалывания цепи
Необходимость разделения цепи зависит от трансмиссии.
Джонни Эшелфорд / Immediate Media

Каждый человек имеет свое мнение о том, следует ли тщательно чистить цепь на велосипеде или вне его.

Снятие цепи с велосипеда и вытряхивание ее в банку с обезжиривателем раньше было обычной практикой, но теперь это не так часто встречается. Цепи становятся все более точными по мере добавления новых передач к современным трансмиссии, Пришлось адаптировать наши методы очистки.

Если в цепи используется не быстроразъемное соединение, а соединительный штифт, то он, как правило, предназначен для однократной установки и снимается только при износе.

Кельвин Джонс из компании Park Tool поясняет, что «если цепь имеет «соединительную заклепку», то каждый раз, снимая и устанавливая новую соединительную заклепку, вы создаете слабое звено. Даже основное звено лучше не трогать».

«Лучшие ведущие звенья… «защелкиваются» на месте, и их снятие, установка, снятие и установка устраняет эту особенность. Опять же, вы создаете слабое звено».

Если для установки вашей цепи используется многоразовое быстросъемное звено, то вы можете снимать цепь для чистки и не беспокоиться о создании потенциально слабого звена.

Для тех, у кого (официально) звенья не многоразовые, Shimano, SRAM и Campagnolo рекомендуют при каждой установке цепи использовать абсолютно новое быстроразъемное звено.

Однако многие велосипедисты с успехом используют быстросъемные звенья, несмотря на то, что бренды настаивают на этом. У нас есть подробное руководство по быстросъемным звеньям, в котором эта тема рассматривается более подробно.

Самый простой способ очистки велосипедной цепи

Если вы не хотите возиться с глубокой очисткой цепи, то, конечно, можно быстро очистить ее на велосипеде.

Вот пошаговое руководство по обезжириванию, очистке и смазке цепи на велосипеде.

  1. If your bike is disc-brake equipped, you should think about covering your disc rotor or removing your wheel.  If you’re not going to cover it, make sure you apply degreaser as far away from it as possible – where the chain meets the chainring underneath the driveside chainstay. Alternatively, you can use a chain-cleaning device or remove the wheel and use a chain keeper (more on these shortly).
  2. Spray a dedicated chain degreaser on the chain, back-pedalling to coat the entirety of the component. If using a chain-cleaning device, pour degreaser in until it reaches the fill line.
  3. Rub the degreaser into the chain with a brush or rag. It’s best to use an old rag or brush specifically for the drivetrain and have a clean rag to use on the rest of the bike, to avoid getting black marks over your sparkling machine.
  4. Wait five minutes, or however long the manufacturer recommends, before washing the degreaser off. In that time, you could clean the rest of the bike.
  5. Wash off degreaser using water.
  6. Wipe the chain with a rag or cloth until it is no longer black. If your chain is particularly dirty, you may need to repeat the degreasing process.
  7. Once there is no more black residue coming off the chain, dry it. You can use a dry cloth or rag for this, or if you’re lucky enough to own one, an air compressor. Don’t leave the chain overnight to prevent rust build-up.
  8. Lubricate the chain. We’d recommend a drip-on lube rather than a spray-on one. Firstly, this is to avoid getting lubricant on the disc brake rotor or caliper (if applicable) but also, by dripping the lubricant on one drop on each link, it gives you an opportunity to inspect the chain and will help you catch any issues, such as if there is a tight link or mis-pressed rivet.

Chain-cleaning devices and keepers

Make maintenance and cleaning easier with the Feedback Sports chain keeper.
Cleaning the chain on your bike will be far easier with a proper chain keeper.
Tom Marvin / Immediate Media

The majority of bicycle maintenance product brands, including Park Tool and Muc-Off, recommend the use of a chain-cleaning device.

Here, the device includes rotating brushes that work the degreaser through the chain in a controlled manner as it is back-pedalled past. Experience shows they’re all pretty similar in function, and build quality is all that really separates them.

Jones takes it a step further and recommends the use of a ‘dummy hub’ (aka chain keeper) in place of the rear cogs.

This is done specifically to avoid running degreaser through your freehub and rear-hub bearings, and is common practice among WorldTour race mechanics too.

Another benefit is easy access to the derailleur pulley wheels, a notorious spot for gunk to build up. You’ll want to buy the correct chain keeper for your bike’s axle standard.

“After using a chain scrubber, with a degreaser, follow up with a second wash of warm soapy water. Using two different solvents flushes out any grit that is left,” suggests Jones.

Park Tool's new CM-25 Professional Chain Scrubber may well be the last chain cleaner you need to buy, but it ain't cheap
Chain cleaners work well, but they’re not perfect.
Colin Levitch / Immediate Media

Smith agrees with Jones and Sampson that using a chain-cleaning device is the best answer if the chain must stay on. However, he warns of potential problems when doing so: “First, the chain cannot be submersed in cleaning fluid.”

The tension of the chain is another factor to be aware of, continues Smith: “Even though the tension is light [created by the rear derailleur cage spring], положительное натяжение не позволяет цепи провисать. Провисание цепи открывает поверхности скольжения и позволяет очистителю проходить через внутренние детали более свободно, чем натянутая цепь.»

Что бы вы ни использовали — щетку с жесткой щетиной, устройство для чистки цепи или уродливый свитер, подаренный на Рождество, — лучше всего делать это на улице. Чистка цепи — грязное занятие, и не рекомендуется делать это на ковре или на полу в помещении.

Джонс также предостерегает от использования вредных обезжиривающих средств, указывая, что не следует применять дизельное топливо, бензин, ацетон или бензол. Существует множество более безопасных и здоровых вариантов, которые позволят сделать цепь достаточно чистой.

Электрическая мойка высокого давления для велосипедов под маркой Muc-Off
Мойка под давлением может быть заманчивой, но не рекомендуется использовать ее для глубокой очистки трансмиссии.
Алекс Эванс

И не поддавайтесь искушению использовать электромойку для очистки цепи, «если вы не готовы одновременно ремонтировать велосипед», — предостерегает Джонс, — поскольку она может удалить смазку из подшипников, если направить ее в неправильном направлении.

Я могу снять цепь — как мне ее очистить?

Ультразвуковой очиститель для цепи
Ультразвуковые очистители можно купить в Интернете сравнительно недорого — если вы параноик в отношении грязи, то это именно тот инструмент, который вам нужен.
Дэвид Рим / Immediate Media

Если у вас в цепи есть многоразовый мастер-линк и вам не нужно прикасаться к инструменту для разбивания цепей, то вы в меньшинстве, но это означает, что вы можете снять цепь и пропустить ее через ванну для обезжиривания.

Джейсон Смит выступает за очистку цепей с велосипеда. Мы рекомендуем снимать цепь, чтобы правильно ее очистить». A быстрое звено , например, Wippermann Connex Link, облегчает снятие. Наиболее эффективным методом очистки является помещение цепи в простую и недорогую ультразвуковую установку.

«Ультразвуковая агитация отлично справляется с удалением грязи и песка с внутренних поверхностей звеньев. Если ультразвуковой аппарат недоступен, цепь можно поместить в герметичный контейнер с очистителем и энергично встряхнуть», — советует Смит.

По нашему опыту, использование Simple Green в сочетании с ультразвуковым очистителем доказал свою эффективность в очистке цепи и, что особенно важно, в удалении налипшего песка из роликов. Однако для очистки загрязненной цепи требуется несколько пятиминутных циклов (или больше), прежде чем цепь станет безупречной.

Если у вас нет на это времени, то чистка цепи с помощью скраба даст почти те же результаты, что и ультразвуковой очиститель, и вы сможете вернуть ее на мотоцикл гораздо быстрее.

Если вы хотите ускорить процесс использования ультразвукового очистителя, почистите цепь щеткой с жесткой щетиной, чтобы вернуть ей внешний блеск, а затем пропустите ее через ультразвуковой очиститель. После этого ополосните цепь водой и высушите сжатым воздухом. В результате вы получите действительно сверкающую свежую цепь.

Что бы вы ни делали, не оставляйте цепь на длительное время (несколько дней). Есть несколько страшных историй о том, что обезжириватель разъедает металл и вызывает поверхностные трещины.

Может ли цепь быть слишком чистой?

Некоторые считают, что слишком частая очистка цепи приводит к удалению труднозаменяемой заводской смазки из роликов. Хотя важно следить за тем, чтобы цепь была правильно смазана, риск того, что цепь будет слишком чистой, невелик.

«Мы считаем, что цепь никогда не может быть слишком чистой, если она правильно смазана после очистки», — говорит Смит. «На самом деле, когда компания Friction Facts занималась обработкой цепей [the UltraFast Optimization process acquired by CeramicSpeed] , мы полностью очищали цепь, используя тяжелые растворители. Цель заключалась в том, чтобы получить голую металлическую поверхность перед обработкой смазкой».

Мы задали Джонсу тот же вопрос, на который он ответил просто: «Нет, но в какой-то момент вы начинаете чистить просто ради удовольствия».

После того как цепь очищена, Смит предупреждает, что не следует слишком долго ждать после очистки, прежде чем наносить смазку: «Это минимизирует окисление сухой цепи».

Проверка эффективности смазки на сайте Friction Facts.
Тестирование эффективности смазки на сайте Friction Facts.
Friction Facts

А что же касается самой смазки? Являются ли заводские смазки лучшими?

«Мы опровергли утверждение, что смазки послепродажного производства не могут проникать в цепь так глубоко, как заводские», — говорит Смит. «Судя по затуханию трения, наблюдаемому во время испытаний, капельной смазке требуется одна минута или меньше, чтобы полностью проникнуть во внутренние части вращающейся цепи».

По словам Смита, он провел множество испытаний цепей с заводскими и послепродажными смазками: «Некоторые заводские смазки работают быстрее, чем другие заводские смазки, и мы даже наблюдали разницу в 5 Вт между самыми быстрыми и самыми медленными смазками послепродажного производства. Однако ни в одном случае мы не видели, чтобы заводская смазка превосходила самые быстрые послепродажные смазки».

Хорошо, двигатель чист. Что теперь?

Руководство покупателя смазки для цепи: какая смазка для цепи лучше для вашего велосипеда?
Теперь эта чертова штука чистая, как ее смазывать?
Саймон фон Бромли / Immediate Media

«Частью общего процесса очистки является повторная смазка. Выбор высокоэффективной смазки для цепи — это самый простой и недорогой способ снизить трение в трансмиссии», — говорит Смит.

Согласно результатам тестирования, проведенного Смитом, разница между самыми эффективными и самыми низкоэффективными капельными смазками составляет до 5 Вт. «Одними из наиболее эффективных капельных смазок, которые мы тестировали, являются Squirt Lube, Lilly Lube, Rock-N-Roll Extreme и Morgan Blue Rolls Pro.

Цепи в воске
Использование медленноварки для погружения цепей в воск.
Саймон Бромли / Immediate Media

«Парафиновые смеси (например, Molten Speed Wax), как правило, работают быстрее, чем капельные смазки, но их применение более сложно. Как вариант, несколько компаний сейчас поставляют оптимизированные под парафин цепи, готовые к работе», — говорит он.

Подробнее о том, как смазывать цепь, читайте в нашем подробном руководстве лучшая смазка для цепи.

Некоторые продукты заявляют о себе как об универсальном средстве для очистки и смазки, но мы обнаружили, что они слишком тонкие для надлежащего смазывания при длительных поездках. Тем не менее, практика применения одинакова с любой смазкой — вытрите излишки.

Смит согласен с такой практикой, утверждая, что лучше смазать грязную цепь, чем не смазывать вообще.

«Как минимум, велосипедист должен смазывать цепь перед каждой поездкой, даже если он смазывает грязную цепь. Для эффективности лучше смазать грязную цепь заново, чем не смазывать вообще», — советует Смит.

Если вы будете выполнять этот совет, протирая цепь чистой ветошью, то, скорее всего, не столкнетесь со многими проблемами, связанными с грязной цепью.

Профилактика — это, пожалуй, лучшее средство от лени. Джонс предлагает: «Во-первых, используйте меньше масла при смазке. Не пропитывайте цепь смазкой. Используйте капельную смазку и наносите по капле на каждый шарнир, на каждое звено через ролик. Если смазывать цепь из шланга, то смазка, конечно, попадает и туда, но она также попадает на боковые пластины, превращая цепь в сборник грязи.

«Смазывание каждой заклепки занимает больше времени, но это позволяет осмотреть каждую из них, что поможет выявить «слабое звено» — заусенцы, прогибы или погнутые боковые пластины, неправильно прижатую заклепку и тугое звено», — добавляет Джонс.

Самый ленивый способ очистить загрязненную цепь — просто заменить ее. Здесь Джонс предлагает простой совет измерять степень износа цепи перед каждой чисткой — нет смысла тратить время на изношенную цепь.

Как только цепь начинает проявлять признаки износа, мы снимаем с велосипеда старую кассету и шатуны и как следует промываем их в моечной машине. Таким образом, свежая цепь будет хорошо очищена.

Нужно ли покрывать цепь воском?

Погружная восковая обработка цепи — еще один вариант для самых привередливых гонщиков. При этом цепь полностью погружается в кастрюлю с расплавленным воском. Цепь, покрытая воском, отлично противостоит загрязнениям, увеличивающим ее износ, и является одним из самых эффективных решений. Однако погружение цепи в воск требует значительных усилий.

Реклама

Старший технический писатель Саймон фон Бромли (Simon von Bromley) подготовил полное пошаговое руководство для этого процесса.

Пожалуйста, включите JavaScript для просмотра

comments powered by Disqus.

Оцените статью
Добавить комментарий