Велосипедные кассеты: все, что нужно знать

Uncategorized

Велосипедные кассеты: все, что нужно знать

Все, что нужно знать о велосипедных кассетах, включая принцип их работы, варианты зацепления, материалы и многое другое

Кассета SRAM XPLR на гравийном велосипеде Rå Valravn S

Подавляющее большинство современных мотоциклов, будь то горные велосипеды, дорожные велосипеды или гравийные велосипеды, поставляются с переключателями скоростей. Сайт задний переключатель перемещает цепь вверх или вниз по набору звездочек, закрепленных на заднем колесе. Эти звездочки — или, если хотите, зубчатые колеса — и есть ваша кассета.

Реклама

Кассеты выпускаются в широком диапазоне размеров для всех видов спорта. Размер кассеты обычно выражается в указании ее наименьшего и наибольшего зубьев. Например, типичная кассета для современного шоссейного велосипеда может иметь размер 11-32t (зубьев). Для кассеты горного велосипеда диапазон может составлять 10-52t.

В этом руководстве мы расскажем вам о том, что такое кассета и как определить «скорость» вашей кассеты, объясним типичный диапазон кассет для всех дисциплин, сравним основные различия между дешевыми и дорогими кассетами и многое другое.

Что такое кассета?

Кассета является неотъемлемой частью трансмиссии большинства велосипедов.
Ян Линтон / Immediate Media

Несмотря на кажущуюся простоту конструкции, в велосипедной кассете заложено много инженерных решений.

Звездочки в кассете не просто представляют собой набор зубьев, а сконструированы так, чтобы работать как единое целое, причем отдельные звездочки точно расположены относительно друг друга, что обеспечивает плавное переключение цепи между зубьями.

Отдельные зубья на звездочках имеют различную форму, а по бокам звездочек обычно имеются рампы. Это позволяет обеспечить плавное переключение между передачами.

Конструкция этих рамп оттачивалась в течение долгого времени.

Компания Shimano, например, использует систему Hyperglide, предназначенную для обеспечения плавного переключения. В последних кассетах компании используется новая система Hyperglide+, которая, по словам Shimano, сокращает время переключения на треть по сравнению с Hyperglide и улучшает характеристики переключения под нагрузкой, как вверх, так и вниз по кассете.

Другие поставщики кассет, такие как SRAM и Campagnolo, имеют столь же отточенные конструкции кассет.

Кассеты обычно требуют замены в сборе.
Дэвид Кодери / Immediate Media

Поскольку кассета представляет собой единую систему, звездочки в ней продаются в комплекте, а не по отдельности, и, как правило, требуют замены тоже в комплекте.

Обычно нельзя просто заменить одну звездочку из комплекта на другую с другим числом зубьев без ущерба для эффективности переключения.

У нас есть объяснение на как заменить кассету за пять простых шагов.

Какая «скорость» у моей кассеты?

Гравийная группа Campagnolo Ekar имеет 13-скоростную кассету с 9-зубой звездочкой.
Мэтью Ловеридж / Immediate Media

Кассета может иметь от 7 до 13 звездочек.

В настоящее время все чаще можно встретить дорожные велосипеды высшего класса с 12-скоростными передачами. В 2021 году компания Shimano присоединилась к SRAM и Campagnolo, выпустив 12-скоростные группы. Dura-Ace Di2 R9200 набор групп.

Для горных велосипедов 12-скоростные кассеты в основном используются по умолчанию для групп более высокого класса в паре с цепями с одним кольцом.

Количество звездочек на кассете должно соответствовать количеству звездочек, на которое рассчитаны остальные компоненты.

Это связано с тем, что почти все системы передач индексируются, а переключатели передач предназначены для перемещения derailleur заданное расстояние для каждого щелчка своего механизма. Это означает, что они не будут работать с кассетами, имеющими разное количество звездочек, поскольку расстояние между звездочками на кассетах с большим количеством звездочек меньше. Кроме того, цепь должна иметь правильную ширину, соответствующую количеству звездочек.

Набор XO1 DH от SRAM является заметным исключением из обычного мнения «чем больше, тем лучше».
Натан Карвелл / BikeRadar

Как правило, группы низкого класса имеют меньшее передаточное число, а значит, и кассеты с меньшим количеством звездочек.

Однако есть и исключения: так, например, у SRAM X01 DH и GX DH downhill группы для горных велосипедов с семискоростными кассетами, работающими с 11-скоростными цепями. Меньшее число передач предназначено для обеспечения более близких передаточных чисел и более коротких переключателей, что позволяет увеличить дорожный просвет на велосипедах, где не требуется способность преодолевать подъемы.

Передаточные числа кассет

SRAM Eagle предлагает большую 52-зубую звездочку на некоторых кассетах.
Ян Линтон / Immediate Media

Наряду с количеством звездочек, диапазон предлагаемых зубчатых колес является ключевым фактором, определяющим совместимость кассеты с вашим велосипедом. трансмиссия.

Как правило, кассеты начинаются с 10, 11 или 12 зубьев. Но есть и исключения: предлагаются варианты с 9-, 13- или 14-зубыми звездочками наименьшего размера.

Иногда можно встретить упоминание о том, что кассеты имеют определенный диапазон в процентах.

Например, SRAM может похвастаться 520-процентным диапазоном для своих кассет 10-52t. Как SRAM пришла к такому значению, и как вы определяете свой диапазон передач в процентах?

Ну, самая маленькая шестерня — 10-зубая, а самая большая — 52-зубая, которая на 520% больше, чем 10-зубая, что и дает 520-процентный диапазон.

Важно отметить, что эта цифра показывает только диапазон передач, установленных на кассете, и это не то же самое, что определить, какое расстояние вы сможете проехать с выбранным передаточным числом.

Точно так же нельзя сказать, подходит ли кассета для того типа катания, которым вы занимаетесь. Для этого необходимо рассчитать передаточные дюймы, что само по себе является другой темой.

Кассеты для шоссейных велосипедов

Если раньше кассета 11-28 считалась большой тренировочной кассетой, то теперь она находится в нижней части типичного диапазона для шоссейных велосипедов.
Саймон Бромли / Immediate Media

За последние годы кассеты для шоссейных велосипедов стали просто «грибом».

Если еще несколько лет назад кассета 11-28 считалась «легкой» тренировочной кассетой, то теперь самая маленькая кассета для Shimano Dura-Ace R9200 — 11-28. Может показаться, что это не так много, но если учесть, что профессиональные гонщики обычно используют кассеты 11-23 или 11-25, то это существенная разница.

Причина такого развития событий кроется, прежде всего, в увеличении числа скоростей кассеты.

Теперь, когда 12-скоростные группы для шоссейных велосипедов существуют, кассеты могут иметь больший диапазон, а переходы между каждой передачей могут быть относительно небольшими.

Например, на нижнем конце кассеты между ранними зубьями может быть всего один зубец, и при этом диапазон будет более легким. Если бы в том же диапазоне работала, например, 7- или 8-скоростная система, то скачки были бы больше.

Изменилось и отношение к передаточному числу — теперь уже не считается предметом гордости излишняя работа на более низкой частоте вращения, и наши колени от этого только счастливее.

R9200 предлагает 12 скоростей и больше кассет, чем когда-либо.
Мэтью Ловеридж / Immediate Media

И Shimano, и Campagnolo при переходе на 12-скоростную передачу придерживались ранее существовавших передаточных чисел и использовали дополнительный зубчатый венец в качестве средства преодоления разрыва между большими скачками кассеты, чтобы передаточные числа были ближе друг к другу. Компания SRAM пошла по другому пути (об этом подробнее чуть позже).

Последняя модель Shimano R9200 предлагается в вариантах 11-28, 11-30 и 11-34. Эти соотношения существовали и в 11-скоростных конфигурациях Shimano, хотя важно отметить, что Dura-Ace R9100 не имела варианта 11-34.

Campagnolo предлагает вариант 11-29 для всех своих 12-скоростных наборов, который был самым большим диапазоном, предлагаемым в ее 11-скоростной экосистеме.

Кроме того, теперь для всех групп предлагаются кассеты 11-32. Существует также кассета 11-34, но она доступна и совместима только с Chorus.

Компания SRAM пошла по другому пути в производстве кассет для шоссейных велосипедов.
SRAM

С другой стороны, компания SRAM в своих новейших 12-скоростных наборах eTap AXS в корне изменила привычное представление о передаточных числах.

Добавление 12-го зубца позволяет увеличить диапазон кассеты. Дорожные кассеты SRAM начинаются с меньшего числа 10t (что требует использования корпуса фрихаба XDR, о котором мы расскажем позже).

SRAM также изменила размеры цепей: они стали меньше обычных — 50/37 (только Red), 48/35 и 46/33. По сравнению с более традиционными передаточными числами 53/39, 52/36 и 50/34.

Кассеты SRAM выпускаются в вариантах 10-26 (только Red), 10-28 (только Force и Red), 10-30 (только Rival), 10-33 (только Force и Red) и 10-36 (только Rival и Force).

Кассеты для горных велосипедов

Компания Shimano предлагает два варианта кассет для своих групп горных велосипедов.
Алекс Эванс / Immediate Media

Аналогично увеличились размеры кассет для горных велосипедов. Во многом это связано с появлением трансмиссии 1x — Поскольку в трансмиссии 1x не предусмотрено малое внутреннее кольцо для лазания, кассеты должны иметь более широкий диапазон для того, чтобы велосипедист мог иметь подходящее снаряжение для лазания.

В отличие от шоссейных велосипедов, возможности выбора кассет для горных велосипедов обычно более ограничены.

Shimano предлагает всего два типоразмера кассет в своей 12-скоростной линейке — 10-45 (недоступна для Deore) и 10-51. Вариант 10-51 может быть использован только в системе 1х, а 10-45 — в системах 1х и 2х.

Еще несколько лет назад кассету такого размера, как Eagle 10-50 от SRAM, можно было встретить нечасто.
Алекс Эванс

SRAM также предлагает всего два типоразмера кассет в линейке Eagle — 10-50 и 10-52. Кассета 10-52 является самой широкодиапазонной из всех выпускаемых производителем кассет. Хотя в настоящее время существует два варианта, скорее всего, кассета 10-50 со временем будет снята с производства, поскольку ее заменит кассета 10-52.

При использовании варианта 10-52 необходимо убедиться в том, что вы используете совместимый задний переключатель, поскольку обойма механического заднего переключателя Eagle предыдущего поколения немного короче.

На рынке появились новые задние переключатели, которые можно идентифицировать как совместимые, поскольку на их обойме нанесена графика «520% range». Задние переключатели SRAM Eagle AXS совместимы с новыми кассетами 10-52.

Для пользователей двух начальных комплектов Eagle от SRAM, SX Eagle и NX Eagle, SRAM предлагает кассету 11-50. Это позволяет устанавливать кассету на стандартную втулку Shimano HG (подробнее об этом позже), так как для 10-т вариантов требуется втулка XD.

Кассеты для гравийных велосипедов

SRAM XPLR — специфическая для гравия линейка с кассетой 10-44.
Энди Ллойд / Immediate Media

Гравийные велосипеды лучше всего рассматривать как нечто среднее между дорожным и горным велосипедом. Поэтому, как правило, на них устанавливаются кассеты как для шоссейных, так и для горных велосипедов.

Однако в связи с тем, что производители групповых комплектов перешли на гравийные велосипеды, появились варианты передач для гравия , имеющихся на рынке.

SRAM’s eTap AXS XPLR группы разработаны специально для езды по гравию. Кассеты SRAM XPLR имеют диапазон 10-44 и требуют совместимого с ними заднего переключателя. Также можно комбинировать переключатели с дроп-баром с компонентами Eagle eTap AXS для горных велосипедов, если вы хотите получить особенно широкодиапазонную конструкцию 1x. SRAM называет такую установку «кефалью».

Campagnolo — единственный производитель основных групп, выпустивший 13-скоростную группу для гравия. . Campagnolo Ekar 13-скоростная гравийная группа предлагает кассеты с девятью зубьями на самой маленькой звездочке. Кассеты предлагаются в вариантах 9-36, 9-42 или 10-44. Ekar — только для 1х.

Shimano GRX пользователи могут выбрать одну из своих 11-скоростных кассет для шоссейных или горных велосипедов. Кассеты для шоссейных велосипедов имеют передаточное число 11-34, а для горных велосипедов предлагаются кассеты 11-40, 11-42 или 11-46. Ассортимент кассет Shimano может показаться более ограниченным, чем у конкурентов, но важно отметить, что GRX можно использовать как в системе 1x, так и 2x.

Объяснение совместимости кассет

Колесо DT Swiss, оснащенное фрихабом Shimano/SRAM HG.
Саймон фон Бромли / Immediate Media

Совместимость со ступицей

Втулка свободного хода имеет шлицы, которые входят в зацепление с пазами в кассете. Они обеспечивают правильное расположение звездочек кассеты относительно друг друга и правильную ориентацию всей системы.

У каждого производителя своя конструкция фрихаба, поэтому не все кассеты подходят к каждому колесу (или набору).

Полную информацию о фрихабах, их работе и совместимости можно найти в нашем руководстве для начинающих freehubs.

Shimano freehubs

В течение многих лет наиболее распространенным вариантом была конструкция HG freehub от Shimano.
Феликс Смит / Immediate Media

Наиболее распространенной системой является 11-скоростная фрихаб Shimano HG-style, имеющая 9 шлицов. Большинство групп Shimano вплоть до 11-скоростной эры использовали именно этот тип фрихаба. В наборах SRAM до нынешнего поколения 12-скоростных наборов также использовалась такая же конструкция втулки, хотя есть несколько исключений, связанных с большим передаточным числом кассеты в наборах 1×11.

Недавно компания Shimano выпустила обновленную конструкцию свободной втулки для своих групп дорожных велосипедов в связи с переходом Ultegra и Dura-Ace на 12-скоростной режим, хотя она обратно совместима с 11-скоростными свободными втулками Shimano.

Для горных велосипедов Shimano использует стандарт Microspline freehub для своих 12-скоростных групп Deore, SLX, XT и XTR.

Если вы хотите использовать именно втулку Shimano HG freehub, необходимо учитывать ширину приобретаемой кассеты. У шоссейных колес фрихабы немного шире, чем у MTB, — на 1,85 мм, а 11-скоростные шоссейные кассеты Shimano HG немного шире 8- или 9-скоростных, опять же на 1,85 мм.

На 11-скоростную дорожную втулку можно установить горную или шоссейную кассету с меньшим передаточным числом, добавив с внутренней стороны проставку 1,85 мм, но на MTB freehub шоссейную кассету установить нельзя. Поскольку 10-скоростные дорожные кассеты более узкие, чем 8- или 9-скоростные, для их установки необходимо использовать проставку 1,85 мм плюс еще 1 мм.

Втулки свободного хода Campagnolo

Втулка N3W представляет собой укороченную версию существующей дорожной конструкции Campagnolo.
Мэтью Ловеридж / Immediate Media

Campagnolo также использует собственную конструкцию фрихаба, которая отличается и несовместима с кассетами Shimano и SRAM.

Кроме того, компания выпустила новый стандарт фрихаба под названием N3W для поддержки 13-скоростных кассет Ekar. Адаптер для этой втулки позволяет работать и с кассетами Campagnolo старого стандарта.

Втулки SRAM

Вариант корпуса драйвера XD от SRAM.
Рассел Бартон / Immediate Media

Компания SRAM представила стандарт XD freehub, когда начала выпускать кассеты с 10-зубым малым зубцом. Недавно компания перенесла эту конструкцию на шоссейные велосипеды, выпустив стандарт XDR, который также позволяет использовать 10-зубые шестерни, но немного шире, чем стандарт для шоссейных велосипедов.

Дорожные кассеты SRAM XDR на 1,85 мм шире, чем кассеты SRAM XD для MTB. С помощью проставки можно установить кассету XD на шоссейное колесо с корпусом XDR, но нельзя использовать кассету XDR на фрихабе XD.

Кассеты для горных велосипедов в сравнении с дорожными кассетами

Некоторые люди могут захотеть использовать кассету для шоссейного велосипеда на горном велосипеде или наоборот. Здесь мы расскажем о том, почему вы можете (или не можете) сделать такой выбор, а также рассмотрим проблемы совместимости обоих вариантов.

Большинство людей не захотят использовать кассету от шоссейного велосипеда на горном. Диапазон типичной кассеты для шоссейных велосипедов гораздо меньше, чем для горных, а для езды по бездорожью требуется более широкий диапазон передач, чтобы можно было лебедиться на сложных подъемах, но при этом иметь достаточно низкую передачу для спуска.

Если у вас нет тройного шатуна, то вряд ли вы захотите использовать кассету для шоссейного велосипеда на горном велосипеде.
Дэйв Кодери / Immediate Media

Если вы все еще используете тройной шатун, то вам может хватить общего диапазона с дорожной кассетой, но в наши дни это довольно узкоспециализированное применение.

Вы можете рассмотреть возможность использования кассеты для горного велосипеда на шоссейном велосипеде, если вам требуется более легкая передача при подъеме, или если вы bikepacking. Однако необходимо убедиться, что ваша втулка и переключатель совместимы с кассетой большего диапазона.

Сепаратор заднего переключателя рассчитан на определенный диапазон передач. Например, выпущенный компанией Shimano задний переключатель Dura-Ace R9100-SS рассчитан на использование кассеты 11-30.

Это означает, что он не будет совместим с кассетой 11-34, поскольку сепаратор заднего переключателя недостаточно длинный для того, чтобы переключатель мог принять на себя достаточную слабину цепи при движении на самой маленькой шестерне кассеты, учитывая, что длина цепи должна быть достаточно длинной для установки более крупной 34t-звездочки.

Если вы хотите использовать кассету 11-34t на дорожном велосипеде, вам понадобится переключатель с длинным корпусом.
Саймон Бромли / Immediate Media

Если вы хотите использовать кассету 11-34, то помимо покупки соответствующей кассеты вам необходимо приобрести совместимый задний переключатель. В данном примере это будет задний переключатель Ultegra R8050-GS или 105 R7000-GS. Обозначение GS означает, что это переключатели со «средней обоймой». Это же правило применимо и к переключателям Shimano Di2.

Задние переключатели SRAM eTap AXS могут принимать до 33 т для дорог, что обозначается надписью «Max 33t» на внутренней стороне корпуса переключателя. Существует также вариант «Max 36t» для использования в паре с кассетой 10-36, а также задний переключатель XPLR, который может принимать передачу до 44t.

12-скоростные задние переключатели Campagnolo могут работать с кассетой 11-32. Единственным исключением является Campagnolo Chorus, которая может использовать вилку 11-34.

При переходе на большее передаточное число кассеты необходимо также убедиться в том, что длина цепи достаточна.

Материалы кассет: сталь vs алюминий vs титан

Кассета Shimano Dura-Ace R9200 имеет «паук» из углеродного волокна для снижения веса.
Мэтью Ловеридж / Immediate Media

Самые недорогие кассеты обычно изготавливаются из штампованной стали, которая прочна, но тяжела. Если подняться выше по ценовому диапазону, то, как правило, можно получить более яркие материалы и более качественную отделку.

Например, в кассете Shimano Dura-Ace R9200 высшего класса пять из 12 звездочек изготовлены из титана. Для самых маленьких звездочек кассеты по-прежнему используется сталь, поскольку в этом случае меньше точек соприкосновения с цепью. Более мягкий материал быстрее изнашивается.

Компании Rotor и Miche также выпускают кассеты, совместимые с основными наборами, хотя изображенная на фото 13-скоростная кассета Rotor 1×13 будет работать только с этим набором.
Джек Люк / Immediate Media

SRAM экономит вес в своей самой высокопроизводительной модели SRAM Red AXS 12-скоростная кассета для шоссейных велосипедов изготавливается как единое целое из единого стального блока, что позволяет удалить большое количество материала. Компании Rotor и Miche экономят вес, изготавливая свои кассеты, совместимые с основными группами шоссейных велосипедов, из алюминиевого сплава.

Более крупные звездочки часто объединяются в группы, которые опираются на единый держатель — или «паук», входящий в зацепление с фрихабом.

Это позволяет снизить вес и, поскольку она не подвержена износу цепью, часто изготавливается из более легкого материала — углеродного волокна в случае кассет Dura-Ace.

Если кассеты имеют отдельные звездочки, то средние из них обычно разделены проставками, которые могут быть изготовлены из сплава или, в некоторых случаях, из пластика. Звездочки меньшего размера изготавливаются со встроенной в них проставкой.

Большинство кассет (но не SRAM XD и XDR) крепятся к корпусу фрихаба с помощью контргайки, которая входит в комплект кассеты. Опять же, по умолчанию она стальная, но можно использовать более легкую альтернативу — алюминиевый сплав.

Цены на кассеты: что вы получаете за свои деньги?

Кассета Red от SRAM изготовлена из цельного куска металла.
Рассел Бартон / Immediate Media

За кассету высокого класса можно заплатить большие деньги: самые дорогие кассеты сегодня стоят более 300 фунтов стерлингов. Что же вы получаете за эту цену?

Кассеты высшего класса обычно изготавливаются из более экзотических материалов, например, из титана или углеродного волокна для некоторых звездочек и их держателей. Другие, например, дорожные кассеты SRAM Red, изготавливаются из цельного куска металла. В целом, кассеты более высокого класса имеют более сложную отделку и весят меньше, чем более дешевые.

Помимо веса, кассета Dura-Ace 11-28 не сильно отличается по своим характеристикам от кассет Shimano Ultegra или Shimano 105 , так что вы можете сэкономить значительные средства за счет снижения цены.

Аналогичные варианты есть и у SRAM, а с появлением Rival eTap AXS они распространились и на 12-скоростные дорожные группы, предлагая гораздо более дешевую альтернативу кассетам уровня Red и Force. То же самое можно сказать и об аналогичных наборах для горных велосипедов.

Стоит помнить, что кассета — это быстроизнашивающийся компонент и требует периодической замены.

Если вы меняете цепь, когда она находится на уровне .5 на инструмент для проверки цепи (11/12/13 скоростей) или на .75 (для 10 скоростей и ниже), вы можете — в качестве очень грубого эмпирического правила — использовать три цепи на одной кассете. У одних велосипедистов это получается лучше, у других — наоборот. Все зависит от того, насколько чисто вы содержите цепь и каковы ваши местные условия езды.

Реклама

Если позволить цепи изнашиваться дольше рекомендованных интервалов, кассета также будет изнашиваться по мере удлинения роликов цепи. Поскольку замена кассеты высшего класса требует значительных затрат, необходимо следить за техническим обслуживанием, чтобы избежать лишних расходов.

Пожалуйста, включите JavaScript для просмотра

comments powered by Disqus.

Оцените статью
Добавить комментарий