- Практикум: Установка кокпита на горный велосипед
- Необходимо знать
- Основные инструменты
- Обрезка бруса
- Вращение бара
- Угол наклона штока
- Момент затяжки болта штока
- Лицевая панель штока
- Баланс болтов
- Взять себя в руки
- Торцы балок
- Положение тормозов
- Дотяжка тормозов
- Угол наклона
- Положение шестерен
- Getta Gripshift
- Deburr
- Пульт дистанционного управления
- Карбоновая паста
- Лучшие советы
- Авторы
- Что такое горный велосипед
- Теги
Практикум: Установка кокпита на горный велосипед
Убедитесь, что ваша установка работает на вас
When you consider how important it is to have full control of your bike when riding off-road, it’s astonishing how little notice we pay to the positioning and setup of our cockpit area and controls.
Большинство людей выбирают велосипед в веломагазине, дают механику мастерской настроить его, а затем едут на нем как есть, не задумываясь о том, действительно ли он удобен, настроен на максимальный комфорт и обеспечивает максимальный контроль. На карту поставлена не только безопасность водителя, но и ваш комфорт — скованность мышц шеи и плеч обычно вызвана неправильной настройкой руля.
Признаками неправильной настройки кокпита являются плохо расположенные перекладины, плохо отрегулированные лицевые панели штока, неровные штоки, прижатые к ручкам тормоза, слишком низко расположенные рычаги тормоза и рычаги переключения передач, до которых невозможно дотянуться или которые мешают тормозам.
Потратьте минуту на то, чтобы прочистить кабину и проверить, нет ли у вас опасного места на руле. Это займет всего минуту и повысит уровень контроля, удовольствия и престижа, не говоря уже о безопасности.
Необходимо знать
Время: 0,5 часа
Рейтинг: Легко
Стоимость: Потенциально ноль

Основные инструменты
- Рулетка
- Шестигранные ключи
- Смазка
- Ножовка
- Малярный скотч
- Центр управления

Обрезка бруса
Если вы особенно узкоплечий, то вам могут подойти современные грипсы, но прежде чем что-то обрезать, сдвиньте грипсы и регуляторы на 5 мм с обоих концов, покатайтесь месяц и посмотрите, стало ли вам удобнее в новом положении. Если да, то подрежьте концы острой ножовкой. Если у вас карбоновая планка, перед обрезкой обмотайте место среза малярным скотчем, чтобы снизить риск расслоения и истирания.

Вращение бара
Перекладины изготавливаются с некоторым отклонением назад (backsweep), а большинство ризеров также имеют некоторое отклонение вверх. Поворот грифа в зажиме на ноге изменяет положение поверхности управления, увеличивая или уменьшая обратный и восходящий вылет. Установка грифа зависит от личного вкуса и стиля катания, но большинство велосипедистов предпочитают такое положение, при котором участок подъема (между виражами) расположен почти вертикально. Это обеспечивает нейтральное положение грифа для управления.

Угол наклона штока
Установка штока на одной линии с передним колесом кажется простой, но может оказаться непростой задачей. Ослабьте болты крепления штока к шатуну и покачайте штангу, чтобы освободить шток. Не допускайте, чтобы шток был настолько свободен, чтобы он качался, иначе его будет трудно удержать в правильном положении, пока вы затягиваете болты крепления штока. Зажав переднее колесо между коленями, выполните регулировку до прямого положения. На это может уйти несколько минут и несколько прищуриваний, чтобы добиться нужного положения.

Момент затяжки болта штока
Как ни заманчиво достать подаренный бабушкой на Рождество набор шестигранных ключей с длинной ручкой и начать накручивать момент затяжки до тех пор, пока головка болта не округлится или не сорвется резьба в сплаве, в который он вкручивается, не стоит этого делать по этим двум причинам. Большинство болтов штока требуют затяжки с моментом 3-6 Нм. Мы рекомендуем использовать динамометрический ключ, но если у вас его нет, то это примерно то же усилие, которое вы приложите, чтобы открыть дверную ручку.

Лицевая панель штока
Равномерная и точная затяжка болтов крепления лицевой панели штока очень важна для правильной настройки и безопасности кокпита. Мы морщимся, когда видим лицевые панели штока, у которых два верхних болта затянуты настолько туго, что верхний край лицевой панели касается верхнего края штока, а два нижних болта едва входят в резьбу. Это плохо распределяет усилие зажима штока и может привести к проскальзыванию, повреждению или даже полной поломке штанги.

Баланс болтов
Болты на одной стороне штока могут ослабевать по мере затяжки болтов на другой стороне. Для борьбы с этим используйте перекрестную последовательную затяжку. Затяните все болты на finger-tight, затем (глядя на колпачок головой вперед) затяните правый верхний болт на два оборота, затем левый нижний на два оборота, затем левый верхний на два оборота, и, наконец, правый нижний на два оборота. Следуйте этой схеме, следя за тем, чтобы зазор между лицевой панелью и удлинителем штока был равномерным, как слева, так и справа, сверху и снизу.

Взять себя в руки
Мы рекомендуем грипсы с фиксаторами, поскольку они обеспечивают всепогодное сцепление с перекладиной. Подберите комплект, соответствующий размеру вашей руки, и сделайте выбор в пользу более мягкой резины для комфорта. Некоторые бренды (например, Specialized) выпускают грипсы с болтовым креплением и только одним внутренним болтом на грипсе, что особенно удобно, если вы катаетесь без перчаток или в тонких перчатках. Для длительных поездок по пересеченной местности мы экспериментировали с грипсами Ergon с интегрированными концами грипс — комфорт просто потрясающий.

Торцы балок
Использование наконечников на перекладине — один из самых быстрых способов (наряду с педалями без зажимов) увеличить скорость передвижения по пересеченной местности. Они позволяют задействовать большие мышцы бицепса, а не слабые трицепсы, как при подтягивании на перекладине. Точное положение концов перекладины зависит от личных предпочтений, но где-то между 30 градусами вверх от горизонтали и несколькими градусами ниже горизонтали, похоже, подходит и для дневных райдеров, и для гоночных змеев.

Положение тормозов
Обычно мотоциклы поставляются с завода или от дилера со всеми органами управления, прижатыми к внутреннему краю рукоятки. Это выглядит аккуратно, но снижает возможности использования органов управления в полной мере. Это заставляет вас сжимать тормозной рычаг ближе к его шарниру, что не очень удобно. Переместите тормозные рычаги внутрь так, чтобы ваши тормозные пальцы использовали последние 3 см рычага. Это обеспечит максимальный рычаг и больший контроль над прикусом.

Дотяжка тормозов
Очень важно, чтобы вы могли удобно дотянуться до рычагов тормоза своими руками. Большинство тормозных механизмов поставляются с установленными лепестками рычагов с полностью выведенным наружу винтом регулировки досягаемости, что означает, что маленьким рукам будет трудно дотянуться. В большинстве моделей возле шарнира рычага имеется винт с внутренним шестигранником (обычно 2 или 2,5 мм). Его можно вворачивать или выворачивать, чтобы отрегулировать положение опирания лезвия рычага. Потратьте немного времени на настройку, и вы будете пожинать плоды с каждой поездкой.

Угол наклона
Вы можете легко отрегулировать угол наклона тормозных рычагов, ослабив шестигранные болты и повернув хомут вокруг шины. Отрегулируйте их так, чтобы рычаг более или менее соответствовал углу наклона Ваших рук к туловищу при нормальной посадке на велосипед, чтобы предотвратить нагрузку на запястья. Велосипедисты, совершающие много спусков, могут захотеть расположить рычаги выше, ближе к горизонтали, чтобы не отрываться от седла.

Положение шестерен
Определив и записав положение рычага тормоза, переместите переключатели передач в такое положение на штанге, чтобы можно было легко добраться до триггеров и не задевать ими рычаги тормоза, сидя на седле — задевание чаще всего происходит при использовании тормозных и переключательных рычагов разных марок. Проверьте, нажимая на спусковые крючки по всей дуге их движения. Остерегайтесь использования ручек с дроссельной заслонкой, так как они могут зацепить рычаги переключения передач.

Getta Gripshift
Популярность системы Gripshift от SRAM, возможно, снизилась, но это по-прежнему отличная система переключения передач. Если вы прижимаете перку тормозного рычага к пластиковому корпусу переключателя, убедитесь, что она не мешает работе рычага (у Hope Minis это так). Исправьте это, раздвинув их на несколько миллиметров. Также убедитесь, что переключатель зажат на перекладине (с помощью 3-мм винта с внутренним шестигранником) и что переключатель ориентирован таким образом, что весь диапазон передач достигается одним движением.

Deburr
При установке новой шины или штока проверьте места зажима штока (как на шине, так и на штоке), чтобы убедиться в отсутствии острых кромок, заусенцев и нерадиусных (неровных) краев. Такие заусенцы и кромки могут стать причиной микроскопических повреждений грифа (особенно карбонового), которые постепенно перерастают в трещины. Зачастую вы узнаете об этом только тогда, когда во время катания бар защелкивается. Удаляйте такие повреждения аккуратно с помощью наждачной бумаги.

Пульт дистанционного управления
На многих амортизационных вилках рычаги дистанционной блокировки или регулировки демпфирования крепятся к кронштейнам руля. Убедитесь, что рычаг надежно закреплен на руле и не мешает пользоваться рычагами тормоза/передачи, а также не мешает при использовании других положений рук на открытой перекладине, которые вы можете использовать при движении по крутым склонам или подъеме на крутые подъемы. Если вам не нравится беспорядок на перекладине, пульт RockShox может быть заменен на ножной регулятор.

Карбоновая паста
Карбон — очень прочный материал, но при неправильном обращении он может быть хрупким. Защитить карбоновый руль можно, нанеся на него карбоновую пасту. Она действует как смазка, но ее микроскопический состав, состоящий из миллионов крошечных синтетических шариков, помогает уменьшить проскальзывание в зажиме штока без необходимости прикладывать излишний крутящий момент, что снижает вероятность поломки или повреждения краев зажима штока.

Лучшие советы
- Используйте рулетку, чтобы убедиться, что все правильно отцентрировано и расставлено. В мастерской несколько миллиметров могут показаться незначительными, но на длинном подъеме или в гонке они могут превратиться в досадное отвлечение внимания.
- Для того чтобы научиться пользоваться динамометрическим ключом после многих лет гадания о том, насколько туго он затянут, требуется время, но это хорошая привычка, которую нужно воспитывать. Купите недорогой ключ и держите его при себе. На рынке представлено множество различных марок, и часто они рассчитаны на определенную грузоподъемность. Вам нужно что-то относительно небольшое, поскольку большинство контрольных болтов следует затягивать с моментом от 3 до 6 Нм. Уточните технические требования у производителя, так как они варьируются между двумя показателями.
- Во время регулировки ручек прикрепите к рулю несколько застежек-молний разного размера. Никогда не знаешь, когда может понадобиться связать что-то в качестве экстренной меры по спасению.
- Обращайте внимание на состояние стальных болтов, которыми крепятся штоки и другие элементы управления рулем. Они могут высыхать и ржаветь, что значительно повышает вероятность повреждения их легкосплавной резьбы. Во избежание этого смажьте их.
Пожалуйста, включите JavaScript для просмотра
comments powered by Disqus.