Мастерская: Усовершенствования колес
10-ступенчатая модернизация колеса
With the winter freeze behind us, things are looking up for us cyclists. But given the current economic climate, chances are you (or perhaps your nearest and dearest) might be reluctant to lavish expensive upgrades on your beloved bicycle.
Never fear – we’ll show you how to gain a significant advantage by simply sprucing up your tired wheels with a bit of TLC and a relatively limited budget.
Независимо от того, изготовлены ли у вас колеса вручную или на заводе, некоторые или все эти шаги могут существенно улучшить скорость и ускорение, особенно на больших расстояниях.
Если вы сомневаетесь в своих силах при выполнении более технических операций, поручите их профессиональному механику, которому вы доверяете. За тщательную правку, регулировку натяжения и регулировку тарелок придется заплатить до 15 фунтов стерлингов за колесо и примерно столько же за капитальный ремонт ступицы, не считая запчастей. Пусть наступят лучшие времена!
Необходимые инструменты
- Домашний стенд для правки (около 20 фунтов стерлингов)
- Ключ для спиц (£5-£10)

Экономия веса
Старые шины (290 г каждая) + старые трубки (130 г каждая) + старая ободная лента (25 г каждая) = 890g
Новые шины (185 г каждая) + новые трубки (75 г каждая) + новая ободная лента (15 г каждая) = 550g
Экономия веса = 340g (более 0,5 фунта)

1. Чище = быстрее
Поскольку ступица будет обслуживаться, можно не беспокоиться о попадании в нее воды. После использования небольшого количества Muc-Off достаточно ведра теплой мыльной воды и жесткой щетки.
Хотя многие новые обода имеют встроенные индикаторы износа в виде канавки или неглубокого отверстия, которые должны исчезнуть при достижении предельного износа (или маленького отверстия, которое должно появиться при сквозном износе), если на ободе имеются признаки серьезного износа вогнутости, может потребоваться более точное измерение толщины стенки.
Используя методику, описанную в следующем шаге, вы узнаете, нуждается ли обод в замене. При высоком давлении обод будет явно выгибаться наружу, обратите внимание на наличие трещин, идущих по всей длине.

2. Инспекция
После очистки внимательно осмотрите колесо на наличие следов износа, особенно тормозные поверхности и отверстия для спиц в ступице; нет смысла делать всю эту работу только для того, чтобы после установки шины обнаружить, что обод скоро выйдет из строя.
Вы можете сделать свой собственный измерительный прибор, согнув прямую спицу диаметром 2 мм (14-го калибра) в форме подковы. Теперь на конце каждой «ноги» установите выступ длиной 5-10 мм, согнув плоскогубцами указанную величину под прямым углом относительно плоскости обуви.
Установите устройство, зажав обод flange между выступами, и произведите общий замер с помощью штангенциркуля. Измерение должно составлять 5 мм и более, что говорит о том, что толщина стенки обода составляет не менее 1 мм и более и его можно использовать.

3. Капитальный ремонт ступицы
Чтобы помочь вам сориентироваться в обслуживании втулки, обратитесь к фотографии выше, где показаны общие внутренние детали втулки. Те, что в верхней половине, используются в Shimano, старых моделях Campag и большинстве других тайваньских клонов; вам понадобятся два рожковых ключа на 13, 14, 15 и 17 мм.
В нижней половине показана текущая установка Campag, которая требует два 5 мм шестигранных ключа для торцевых гаек, 2,5 мм для резьбового конусного регулятора и несколько ловких движений пальцами, чтобы удержать щеколды на месте.
Соберите все в порядке разборки и протрите тряпкой с небольшим количеством обезжиривателя. Осмотрите поверхности подшипников на предмет износа и точечной коррозии, замените конусы, если они повреждены. Более качественные подшипники и конусы обойдутся примерно в десятку долларов за колесо, но в долгосрочной перспективе это того стоит.

4. Качественные подшипники
Пока вы вскрываете ступицу, воспользуйтесь возможностью заменить шарикоподшипники на более качественные. Более качественные материалы (хромолиевые или даже керамические) и более гладкие, более аккуратно обработанные поверхности дадут как реальное, так и психологическое преимущество.
Стандартные втулки Shimano и дорестайлинговые Campag используют шарики размером 10 3/16 дюйма на сторону спереди и 9 ¼ дюйма на сторону сзади. Остерегайтесь: Клоны Shimano часто имеют 7/32-дюймовые шарики на стороне фрихаба и ¼-дюймовые на левой задней стороне.
В новых втулках Campag используются пластиковые фиксаторы подшипников с шариками 5/32 дюйма спереди и сзади, с закрытыми картриджами во фрихабе, которые обычно служат долго. Если вы сомневаетесь в номерах, добавьте подшипники, пока они не соприкоснутся, затем удалите один.

5. Легкая смазка
Смысл этого упражнения заключается в увеличении скорости за счет меньшего веса и меньшего сопротивления, поэтому хорошим местом для получения еще одного небольшого, но полезного преимущества является выбор смазки, используемой для смазывания подшипников. Компания Middleburn выпускала замечательную втулку, в которой использовалась система масляной ванны, но при этом часто оставались небольшие лужицы.
После установки подшипников на смазку можно капнуть несколько капель масла: всего четыре или пять капель с каждой стороны. Это послужит растворителем для смазки и сделает ее менее липкой, особенно на холоде.
В плохую погоду водостойкость и долговечность смазки могут несколько снизиться, поэтому необходимо следить за техническим обслуживанием ступиц. Чаще проверяйте их кончиками пальцев на наличие признаков сухости или шероховатости.

6. Более легкая ободная лента
Экономия около 10 г на колесо — еще один отличный способ повысить результаты; вы обнаружите, что старая ободная лента, скорее всего, сильно изношена, расслоилась или, возможно, недостаточно хорошо закрывает отверстия для спиц и обоймы.
На самом деле это частая проблема на многих новых велосипедах, которая постоянно досаждает велосипедистам (загадки) и добросовестным механикам (приходится заменять ободную ленту на более широкую, возможно, на четверти всех новых велосипедов) и чревата серьезными последствиями.
Проведите отверткой или пластиковым рычагом для шин под ободной лентой и направьте ее в нужную сторону, чтобы отрегулировать соосность отверстий вентиля. Невыполнение этого требования может привести к искривлению и повреждению стержня вентиля. Убедитесь в том, что он достаточно хорошо закрывает отверстия спиц и не мешает посадке шины на борт.

7. Более легкие шины
Как цвет и форма могут влиять на физическую работоспособность через воздействие на эмоции (представьте себе, что вы подходите к ярко-красному Ferrari с ключами в руках, и посмотрите, не подскочит ли у вас пульс), так и звук может влиять на физическую работоспособность.
Эти шины Michelin Pro Race² и аналогичные им могут реально снизить вращающуюся массу, причем по сравнению с шинами с проволочными шинами экономия может достигать 100 г.
В сочетании с более легкими трубами уменьшенная толщина стенок и повышенное давление также создают новый интересный звук — звук скорости: полый, пронзительный гул, гарантирующий, что вы захотите ехать как можно быстрее!
Убедитесь, что шайба шины равномерно расположена на ободе, и проверьте, не зажата ли трубка на штоке вентиля, прежде чем нагнетать давление до 110-120psi.

8. Напряжение
Проверьте натяжение спиц, чтобы оценить общее состояние колеса, а также в качестве ориентира при правке: нужно ли в основном подтягивать спицы, ослаблять или сочетать оба способа?
Обойдите колесо вокруг, сжимая перекрещивающиеся пары спиц с одной и той же стороны, как слева, так и справа. Они должны ощущаться как достаточно жесткие и деформироваться не более чем на 5 мм в средней части спицы, и немного меньше для задней части ведущей стороны на колесах 700C с обычными спицами 1,8/2 мм.
Проведите по спице ногтем или постучите по ней металлическим предметом, чтобы услышать ровный, высокий тон по всему периметру. Или лучше использовать измеритель натяжения (например, измеритель натяжения TM1 от Park Tools), в данном случае показания между 17 и 25 на инструменте Park должны гарантировать хорошую целостность.

9. Правка колес
С течением времени колесо может потерять устойчивость и легко выйти из строя.
Оценив общее натяжение на предыдущем этапе, нанесите каплю легкой смазки на каждый спицевой ниппель и, дав им некоторое время впитаться, приступайте к правке.
Спицевые ниппели — это, по сути, гайки со стандартным направлением резьбы (правая = тугая, левая = свободная; просто). При вертикальном положении колеса работайте от верхней части обода и не более чем на четверть оборота за раз; затягивание спицы тянет обод в направлении фланца ступицы, из которого она выходит, и тянет обод к ступице.
Если при повороте колеса после затяжки спицы имеются высокие или низкие точки, нарушающие округлость обода, отрегулируйте соседние спицы для придания ему нужной формы.

10. Балансировка
Следующий шаг является глазурью на торте — хорошо отбалансированное колесо поможет вам получить то небольшое дополнение, которое сделает вашу езду максимально приятной.
Убедившись, что шины установлены правильно, колеса отбалансированы, а ступицы работают свободно, оцените балансировку колеса, просто позволив ему опуститься из предыдущего положения: самая тяжелая часть будет находиться внизу и, скорее всего, будет соответствовать стержню вентиля.
Для уравновешивания можно прикрепить к противоположному концу короткий отрезок свинцовой проволоки, затянув его двумя-тремя стяжками (могут подойти и небольшие разъемные грузики).
Вентиль шины весит около 7-10 г, поэтому для проверки достаньте весы. Теперь колесо должно установиться в произвольном положении без движения.
Пожалуйста, включите JavaScript для просмотра
comments powered by Disqus.