Практикум: Лучшие советы для домашнего механика по ремонту дорожных велосипедов
Дьявол в деталях
There’s a lot of commercial pressure to simply replace bike parts that stop working or are a little worn, rather than attempting to repair them or maintain them by frequent servicing. If you’re determined to fight the good fight, here are a few pro mechanic tips to help you keep your road ride running sweetly.
Tools required
- Мультиинструмент или шестигранные ключи 3, 4, 5, 6 мм
- Регулируемый гаечный ключ/малые отвертки
- Рычажно-штифтовой ключ для шин Mavic
- Ключ конический 12, 13, 14 мм
- WD-40 или GT85
- Влажная смазка/Finish Line Cross Country Lube
- Иглогубцы или небольшой захват Vise-Grip
1 Проблемы с рычагом STI
Поломки рычагов Shimano STI обычно связаны с неправильным обращением, небрежным отношением к ним или авариями. Усилие, необходимое для приведения рычага в действие, всегда должно быть легким и непринужденным, так как усилие, прилагаемое к внутреннему механизму, может привести к его повреждению. За долгие годы использования или хранения заводская смазка начинает слипаться и заедать, что, как правило, и является причиной прекращения работы. Используйте среднюю или легкую аэрозольную смазку, например WD-40 или GT 85, и обильно нанесите ее на механизм, как показано на рисунке ниже, подложив под нее тряпку или газету для сбора стекающей жидкости. Приведите переключатель в действие во всем диапазоне и продолжайте распылять смазку до тех пор, пока все клики разрядки не будут восстановлены и не появится положительное ощущение. Повторно нанесите тяжелое масло, например Finish Line Cross Country Lube, до тех пор, пока работа не станет плавной и маслянистой.

2 Тонкая настройка тормозного рычага
Раз уж речь зашла о STI, стоит знать несколько советов по регулировке вылета рычагов. Это может сделать переключение передач и торможение более комфортным, а также снизить длительную усталость. Часто люди жалуются, что из-за маленьких рук не могут достать до рычага тормоза. В то время как в большинстве моделей используются прокладки с резиновыми вставками, рычаги Shimano DA позволяют производить регулировку с помощью потайного винта, скрытого за пластиковой декоративной крышкой. Для его извлечения необходимо открутить маленький крепежный винт, как показано на рисунке, а затем аккуратно поддеть крышку сверху. В результате откроется якорь и регулятор тормозного троса. Поверните его по часовой стрелке до достижения желаемого положения рычага, затем установите крышку на место.

3 Дополнительные регулировки переключателя скоростей
В то время как у SRAM Rival и Apex регулировка хода осуществляется с помощью винта с шестигранником 3 мм, расположенного за горбом кожуха, у Force и Red имеется дополнительная регулировка лепестков переключения с помощью небольшой эксцентриковой пластины. Предполагая, что у вас есть свободный ход тормоза, потяните лепестки переключателя внутрь, а затем установите небольшую пластину с кулачком таким образом, чтобы рычаг встал на нужное место. В эксцентриковой пластине есть небольшое отверстие. Вставьте в это отверстие острый предмет и нажмите на пластину внутрь, чтобы она отсоединилась. Теперь поверните ее в нужное положение и дайте ей подпружиниться. После этого отрегулируйте вылет рычага тормоза в соответствии с положением лепестка переключателя — откиньте кожух с эрго-барашка капота, где вы увидите доступ к маленькому регулировочному винту.

4 Центрирующие тормоза с боковой тягой
Ничто так не раздражает, как тормозная колодка, упирающаяся в колесо. Если двухповоротные суппорты центрируются простым нажатием на весь блок влево или вправо или с помощью регулировочного винта, расположенного сверху, то стандартные одноповоротные требуют поворота всего блока. Для этого гайка, крепящая суппорт к раме, должна быть достаточно ослаблена. Используя рожковый ключ соответствующего размера, наденьте его на предусмотренный для этой цели пружинный анкер и осторожно подтяните тормоз в нужном направлении. Несколько раз сожмите его, чтобы он отщелкнулся и занял свое естественное положение. Затяните фиксирующую гайку. В некоторых узлах тормозного механизма спереди можно использовать не рожковый, а шестигранный ключ 5 мм.

5 Сильное торможение
Поскольку все больше мотоциклов оснащаются неудобными внутренними тросами задних тормозов, стандартная возвратная пружина тормоза иногда не отщелкивается после сильного сжатия скоб. Чаще всего это усугубляется небрежным обращением, в результате чего трос загрязняется песком, а суппорт нередко приходит в негодность из-за загрязненной или слишком тугой втулки. Помимо чистки и смазки тормозного суппорта, одним из способов улучшения вялого возврата является увеличение натяжения пружины. У Shimano есть уникальный способ достижения этой цели, который заключается в том, что для этого необходимо перевернуть пружинную втулку. Это можно сделать как на велосипеде, так и без него. Для начала снимите тормозную колодку, расположенную рядом с пружиной, и перейдите к следующему шагу.

6 Возвращение полной силы
Для демонстрации мы сняли суппорт с рамы. При этом необходимо крепко ухватиться за суппорт, в то время как при удержании его на велосипеде можно использовать дополнительную свободную руку (во избежание травм будьте осторожны, чтобы не соскользнуть с плоскогубцев). После отсоединения измените положение квадратной нейлоновой втулки, чтобы увеличить пространство между якорем пружины и пружиной, как показано на рисунке. Эта операция требует значительной силы рук и пальцев и может оказаться сложной. Может помочь максимальное раскрытие тормозных губок при освобождении якоря троса. Убедитесь, что вы крепко держите конец пружины, и наденьте защитную перчатку на руку, держащую суппорт, на случай соскальзывания.

7 Концентраторы на лету
Поскольку компания Mavic является таким крупным игроком на рынке готовых колес, вы наверняка встретите такой набор в течение всей своей велосипедной жизни. Загадочный черный нейлоновый рычаг для шин, изображенный на фото ниже, является лучшим из представленных на рынке, а на другом его конце находится небольшой регулировочный штифт-гаечный ключ для подшипников. Регулировка ступицы может быть выполнена на велосипеде без снятия колеса и может быть выполнена как на переднем, так и на заднем колесе. Хотя он не подойдет для втулок нижнего диапазона, для регулировки которых требуются стандартные рожковые гаечные ключи, колеса верхнего диапазона, такие как Mavic Ksyrium Elite и выше, позволяют его использовать. Немного поверните регулировочную пластину по часовой стрелке, пока не исчезнет люфт. Небольшой люфт допустим, но не должен быть связан.

8 Campagnolo Ease
Это относится только к шаровым и коническим втулкам с алюминиевыми осями увеличенного размера, как Campagnolo, так и Fulcrum. Втулки более низкого диапазона со стальными осями и герметичными картриджами — например, Veloce или Mirage — регулировке не подлежат. Для регулировки можно использовать рожковый ключ 21 мм с установленным колесом или небольшой разводной ключ с вынутым колесом. Сначала, установив колесо на велосипед, нащупайте небольшой люфт, взявшись за шину и слегка покачивая колесо из стороны в сторону. Вынув колесо, нащупайте небольшой люфт на оси. Ослабьте маленький 2,5-мм винт с внутренним шестигранником, удерживающий регулировочную конусную пластину, затем немного поверните ее по часовой стрелке, одновременно фиксируя ось 5-мм шестигранником с одной стороны, пока люфт почти не исчезнет. Снова затяните винт с внутренним шестигранником.

9 Лучший жокей
Шкивы переключателей (они же жокейские колеса) обычно не обслуживаются до потери точности переключения передач и могут создавать удивительное трение в трансмиссии, увеличивая усилие на педали. Признаками этого являются сильно заостренные зубья и чрезмерный угловой люфт. Небольшое поперечное смещение верхнего жокей-колеса допустимо (1-2 мм или около того) и необходимо. Обслуживание шкивов обеспечит четкость и надежность переключения передач. Не позволяйте своим пальцам застрять в жестком подпружиненном жокей-колесе, поэтому сначала сбросьте цепь с внутреннего кольца, чтобы ослабить натяжение в заднем переключателе. Используйте острый шестигранник 3 мм для Shimano и Campagnolo или шестигранный ключ 2,5 мм для SRAM, чтобы открутить болты, которые могут быть довольно тугими.

10 Взрывные шкивы
Как видно из этой покомпонентной схемы, отдельных деталей не так уж и много. Верхние колеса маркируются Centeron и/или G-Pulley для Shimano и имеют возможность перемещения влево и вправо на простой втулке. Нижние колеса часто имеют картриджные подшипники или простые втулки. Важнее то, насколько чисто они содержатся и правильно ли они установлены. Снимите защитные пластины и центральную втулку и тщательно очистите их с помощью цитрусового обезжиривателя или WD-40. Проверьте, нет ли чрезмерного износа, и при необходимости замените. В противном случае произведите повторную сборку, нанеся на все соприкасающиеся поверхности каплю смазки и несколько капель масла. Установите переключатель на место, переставляя цепь, и убедитесь, что болты затянуты без излишнего усилия.

Пожалуйста, включите JavaScript для просмотра
comments powered by Disqus.