Как обслуживать нижние кронштейны BB30 & BB86/92 с прессовой посадкой

Uncategorized

Как обслуживать нижние кронштейны BB30 & BB86/92 с прессовой посадкой

10-шаговое руководство по техническому обслуживанию в домашних условиях

BB30 bottom bracket systems have very large bearings that press straight into the frame. They’ve been followed by the Shimano Press-Fit system, loosely referred to as BB86 or BB92, and both appear on a wide variety of both road and mountain bikes. Note that BB90 is a separate, Trek-specific standard which falls outside the scope of this article.

Реклама

Обе конструкции достаточно просты в установке и обслуживании — правда, велосипеды, изготовленные с нарушением допусков, подвержены всевозможным проблемам, но об этом мы здесь говорить не будем.

Инструменты, необходимые для их обслуживания, в последние годы подешевели, но если вы хотите обслужить велосипед недорого, то можно обойтись молотком и прочным бруском дерева.

Для полной ясности следует отметить, что процесс обслуживания прессовых нижних кронштейнов несколько отличается от стандарта к стандарту, поэтому описанные здесь действия могут быть неприменимы к вашему велосипеду. Если у вас есть какие-либо сомнения, обратитесь в местный магазин велосипедов.

Инструменты, необходимые для обслуживания нижнего кронштейна BB30, BB86 или BB92

  • Бюджетный вариант: Деревянные блоки и сугробы, плюс молоток
  • Профессиональный вариант: Инструмент BB30 (напр. Park Tool BBT-39) или дрейф чашки Press-Fit (например, Park Tool BBT-90) в зависимости от типа нижнего кронштейна
  • Пресс для подшипников гарнитуры (напр. Park Tool HHP-2)
При обслуживании прессованных нижних кронштейнов можно действовать как самостоятельно, так и профессионально
При обслуживании прессованных нижних кронштейнов можно действовать по принципу «сделай сам» или «профессионал
BikeRadar

1. Диагностика проблем и способы демонтажа нижних кронштейнов BB30

Для выявления проблем с нижними кронштейнами с прессовой посадкой опустите цепь так, чтобы она не терлась о звездочки.

Поверните шатуны, чтобы почувствовать неровности или люфт; почувствуйте боковой люфт на конце рычага педали. В качестве (очень) грубого ориентира можно сказать, что люфт более 1 мм в сочетании с шероховатостью означает, что пора заменить подшипники.

Начните со снятия левого рычага, для чего на SRAM/Truvativ или FSA, а также на некоторых других велосипедах обычно требуется шестигранный ключ 10 мм или 12 мм и, возможно, удлинитель.

Снятие может занять немного времени, поэтому установите цепь на большое кольцо, чтобы обезопасить себя в случае соскальзывания, и при необходимости поработайте с велосипедом на земле для лучшего рычага.

На шатунах Shimano просто ослабьте два 5 мм болта крепления, поднимите предохранительную защелку и выверните крепежный болт.

Снятие шатунов может потребовать определенных усилий, поэтому для создания дополнительного рычага можно опереть велосипед на землю.
Снятие кривошипов может потребовать определенных усилий, поэтому в этом случае поможет опора велосипеда на землю для создания дополнительного рычага
BikeRadar

2. Как снять кривошип

Сбросьте цепь с внутреннего кольца; теперь весь правый шатун может просто выскочить. Если это не так, хорошенько постучите по выступающему концу шпинделя киянкой с резиновой накладкой. Снимите пылезащитные колпачки, прокладки и волнистые шайбы, сохранив их правильное расположение.

Придерживайте кривошип во время извлечения, чтобы он не упал и не повредился.

Мы обнаружили, что некоторые шатуны BB30 требуют большего усилия и более резкого удара для извлечения, чем шатуны BB86/92, которые обычно просто вытаскиваются с усилием firm.

Обратите внимание на порядок снятия волнистых шайб
Обратите внимание на порядок снятия волнистых шайб
BikeRadar
Слегка постучите по кривошипам молотком с резиновой накладкой, чтобы снять их
Слегка постучите по кривошипам киянкой с резиновой накладкой, чтобы снять их
BikeRadar

3. Как снять подшипники BB30 без специальных инструментов

Существует два способа снятия подшипников BB30 и BB86/92, и в этом шаге описан бюджетный вариант. Если вы уже приобрели соответствующие инструменты, описанные выше, перейдите к шагу 4 (BB30) или 5 (BB86/92).

Описанные здесь методы по сути ничем не отличаются от тех, что используются для снятия подшипников BMX и цельных кривошипов. Они кажутся несколько примитивными, но это эффективный способ выполнения работы.

Сначала найдите подходящий дрейф. Это может быть кусок узкой трубки или стержня, который входит в отверстие подшипника и позволяет наносить удары по внутреннему краю чашки подшипника Shimano или по внутренней дорожке подшипника BB30. Что бы вы ни выбрали, кромка дрейфа должна быть достаточно квадратной для надежной фиксации без проскальзывания.

Наклоните его сначала в одну сторону, нанесите резкий удар, затем наклоните в другую сторону, нанесите резкий удар и повторяйте до тех пор, пока подшипник не будет выбит.

Найдите подходящую по размеру коронку и выбейте подшипники
Найдите сгон подходящего размера и выбейте подшипники
BikeRadar

4. Снимите подшипники BB30 с помощью Park BBT-39

Эти специальные инструменты все еще полагаются на грубую силу и удар для выполнения работы, но они отличаются от куска твердого дерева и киянки тем, что обеспечивают немного больший контроль и точность процесса.

Для использования инструмента Park Tool BBT-39, осторожно поверните его в отверстии подшипника, чтобы широкая бита вошла во внутреннюю дорожку, как показано на рисунке сверху. Вставляйте его до тех пор, пока оно не войдет в контакт и не будет прижато к внутренней поверхности подшипника, избегая стопорных колец или внутренних выступов рамы.

Теперь нанесите несколько сильных ударов молотком по смоле, чтобы выбить подшипник. Убедитесь, что рама установлена и защищена таким образом, чтобы она не упала и не повредила уязвимые трубки или краску.

Ввод инструмента в корпус нижнего кронштейна может быть сопряжен с некоторыми трудностями
Ввод инструмента в корпус нижнего кронштейна может быть сопряжен с некоторыми трудностями
BikeRadar
Несколько резких ударов должны привести подшипники в движение
Несколько резких ударов должны привести подшипники в движение
BikeRadar

5. Как снять подшипники BB86/92 с помощью Park BBT-90

Компания Park Tool имеет специальный инструмент для подшипников Shimano, а именно BBT-90, который представляет собой уменьшенную версию съемника чашек гарнитуры; это просто трубка с прорезью, по которой ударяют молотком. С этой же задачей справится и сгон, изготовленный из отрезка легкосплавной трубки или прутка диаметром 15-20 мм.

На нижнем рисунке показана внутренняя часть механизма — там нет ничего особенного, кроме, возможно, внутреннего гребня или стопорного кольца, которые следует тщательно обходить.

Обратите внимание на последовательность разборки кривошипа, оси и чашки. После установки они работают так же, как и резьбовые.

Для снятия прессованных нижних кронштейнов Shimano также используется сгон
Для снятия прессованных нижних кронштейнов Shimano также используется сгон
BikeRadar

6. Осмотр

После снятия, но перед очисткой, уделите некоторое время осмотру подшипников и поверхностей на предмет наличия следов износа или коррозии.

Обратите внимание на следы ржавчины на указателе. Вода обязательно попадет внутрь и осядет в бассейне, если у нее нет выхода.

Теперь приступайте к сборке или установке новых подшипников. Тщательно очистите корпус нижнего кронштейна и убедитесь, что стопорные кольца все еще правильно установлены в своих пазах, которые находятся на глубине около 1 см от внешних краев корпуса нижнего кронштейна. Снимать их не нужно.

Осмотрите подшипники на наличие признаков необычного износа и попытайтесь диагностировать причину.
Осмотрите подшипники на наличие признаков необычного износа и попытайтесь диагностировать причину
BikeRadar

7. Как установить подшипники BB30 и BB86/92 без специальных инструментов

Существует два способа установки подшипников BB30 и BB86/92. В этом шаге описан бюджетный вариант. Если вы уже приобрели необходимые инструменты, перейдите к шагу 8.

Внутренняя обойма и шпиндель шатуна BB30 обычно алюминиевые, а направляющие подшипников — стальные, поэтому можно и нужно использовать большое количество смазки.

Если есть возможность, поддерживайте нижний кронштейн на деревянном бруске во время вбивания подшипников. Хотя это и не является «одобренным» методом, но если делать это аккуратно и держать подшипники параллельно, то они войдут как надо. Прессы Park BBT-39 облегчают жизнь, но в крайнем случае можно использовать старый подшипник или трубный сгон, если его диаметр составляет 41,5 мм.

Убедитесь в том, что деревянный сгон правильно установлен, чтобы удар равномерно распределялся по всей поверхности подшипника, и в первую очередь по наружной дорожке качения — это позволит избежать повреждения уплотнения. Никогда не запрессовывайте новый картриджный подшипник только за внутреннюю дорожку качения.

Убедитесь, что используемый пиломатериал имеет твердую, идеально плоскую поверхность.
Убедитесь, что используемый пиломатериал имеет твердую, идеально ровную поверхность
BikeRadar

8. Как установить нижний кронштейн BB30 и BB86/92 с помощью пресса для гарнитуры

Если вам посчастливилось иметь подходящий пресс для гарнитуры, например, такой как Park Tool HHP-2, теперь его можно использовать вместе с прижимными пластинами для подшипников, входящими в набор инструментов BBT-39.

Установите пресс для гарнитуры, как показано на рисунке, так, чтобы прижимные пластины были прижаты к подшипникам, и медленно затяните пресс, следя за тем, чтобы он оставался постоянно выровненным в процессе работы. Вдавливайте подшипники до тех пор, пока они полностью не войдут в раму и не упрутся во внутренние стопорные кольца. Но не переусердствуйте, так как их можно повредить.

При использовании Shimano Press-Fit процесс идентичен, но потребуется большее усилие. Затягивайте до тех пор, пока не увидите сочащуюся смазку между краями чашек и корпусом нижнего кронштейна, не допуская зазоров.

Хотя можно просто использовать прочный деревянный брусок, правильный пресс для подшипников - разумное вложение средств в любую домашнюю мастерскую.
Хотя можно просто использовать прочный деревянный брусок, правильный пресс для подшипников — разумное вложение средств для любой домашней мастерской.
BikeRadar

9. Установите на место кронштейны и затяните

Щедро смажьте шпиндель и вставьте правую сторону. Забейте молотком, но защитите поверхность изолентой.

Смажьте шлицевую часть шпинделя и установите левый коленчатый рычаг, не забыв о проставках, и затяните с соблюдением требований.

Защитите поверхность кривошипов изолентой.
Защитите отделку кривошипов куском изоленты
BikeRadar
Затяните все прижимные болты в соответствии со спецификацией
Затяните все прижимные болты в соответствии со спецификацией
BikeRadar
Реклама

Последнее обновление статьи 15 января 2018 г.

Пожалуйста, включите JavaScript для просмотра

comments powered by Disqus.

Оцените статью
Добавить комментарий