Как обслуживать гарнитуру и заменять подшипники гарнитуры

Uncategorized

Как обслуживать гарнитуру и заменять подшипники гарнитуры

Наше пошаговое руководство по обслуживанию безрезьбовых и резьбовых гарнитур

_7RA7335

Гарнитура выполняет важнейшую функцию, удерживая вилку на месте и позволяя управлять велосипедом.

Реклама

Если у Вас наблюдается люфт (нежелательное движение) в гарнитуре или грубый скрежет при вращении грифа, то, скорее всего, пришло время обслужить или заменить подшипники гарнитуры.

Ослабление или износ гарнитуры можно быстро диагностировать, если одной рукой нажать на передний тормоз и покачать велосипед вперед-назад, а другой рукой накрыть крышку гарнитуры. Люфт или неровности в рулевом управлении — явные признаки того, что гарнитура требует внимания.

На большинстве современных велосипедов используется безрезьбовая гарнитура (также известная как AheadSet).

Этот велосипед оснащен интегрированной гарнитурой.
Рассел Бартон / Наши СМИ

Она состоит из двух подшипников, расположенных в верхней и нижней частях головной трубы, которые обычно устанавливаются в запрессованные чашки (внешняя гарнитура) или непосредственно в саму головную трубу (внутренняя гарнитура).

Обычно используются картриджные подшипники, но на более дешевых велосипедах все еще часто встречаются шарикоподшипники с сепаратором.

Затягивая верхний колпачок, расположенный в верхней части рулевой трубы, можно регулировать предварительный натяг подшипников.

Резьбовая гарнитура имеет более выраженный внешний вид.
Джеймс Хуанг / Immediate Media

На некоторых велосипедах — как новых, так и старых — используется резьбовая гарнитура. В резьбовых гарнитурах подшипники также находятся в чашках, запрессованных в головную трубу (хотя существуют и интегрированные резьбовые гарнитуры, но они встречаются нечасто). В резьбовых гарнитурах используются либо картриджные подшипники, либо, что чаще встречается в старых гарнитурах, шариковые подшипники.

Рулевая труба вилки имеет резьбу. Затягивание верхней части гарнитуры приводит к предварительному натяжению подшипников.

В этом руководстве мы покажем, как обслуживать как безрезьбовые, так и резьбовые гарнитуры.

Существует множество различных типов гарнитур, но приведенные ниже инструкции охватывают наиболее распространенные типы. Если приведенные ниже действия не принесли результата или после регулировки вы все еще беспокоитесь о безопасности, обратитесь за профессиональной помощью в местный веломагазин.

Как обслуживать безрезьбовую гарнитуру

Необходимые инструменты:

Для обслуживания безрезьбовой гарнитуры не требуется много инструментов.
Каден Гарденер / Наши СМИ
  • Шестигранный ключ 4, 5 или 6 мм или ключ T25 torx для снятия штока и переднего колеса
  • Обезжириватель
  • Динамометрический ключ
  • Носковый ремень (опция)
  • Тряпка или салфетка
  • Смазка
  • Съемник и установка коронки (при замене коронки)
  • Резиновая киянка (опция)

Если в гарнитуре появился люфт, то в первую очередь необходимо проверить, не ослаб ли болт крепления гарнитуры.

Шаг 1

Выньте переднее колесо.
Каден Гарденер / Наши СМИ

Снимите переднее колесо.

Поскольку для доступа к нижнему подшипнику гарнитуры необходимо снять вилку, установка переднего колеса усложнит задачу.

Шаг 2

Обратите внимание на количество проставок для гарнитуры над штоком. В данном примере имеется одна проставка 5 мм.
Каден Гарденер / Наши СМИ

Прежде чем что-либо снимать, следует обратить внимание на то, сколько прокладок для гарнитуры установлено над шток. Рекомендуется сделать фотографию на телефон, чтобы впоследствии к ней вернуться.

Начните с равномерного ослабления двух болтов зажима штока, крепящих его к вилке рулевая труба. Полностью откручивать их не нужно — достаточно, чтобы шток мог двигаться.

Полностью открутите верхний колпачок и сдвиньте шток и проставки гарнитуры с рулевой трубы. Верхний колпачок находится в верхней части рулевой трубы и обеспечивает предварительный натяг подшипников гарнитуры.

Во избежание путаницы в дальнейшем рекомендуется хранить компоненты в порядке.

Не позволяйте рулю болтаться.
Каден Гарденер / Наше Медиа

Чтобы предотвратить падение вилки на пол, можно установить носковый ремень между нижней частью короны вилки и нижней трубой рамы.

Также с помощью носочного ремня можно закрепить руль аккуратно прикрепите руль к верхней трубе, упирая его за лента для руля , чтобы не испачкать краску. Кроме того, здесь пригодится запасная пара рук.

Никогда не стоит оставлять руль свободно болтаться. Это приведет к нагрузке на тросы тормозов и передач или гидравлического шланга и может привести к их перегибу.

Шаг 3

Снимите крышку гарнитуры.
Кейден Гарденер / Наше Медиа

Теперь снимите крышку гарнитуры и отложите ее в сторону. Крышка находится между проставками и верхним подшипником, защищая верхний подшипник от попадания воды и грязи.

Если вилка не выпала до этого шага, то она почти наверняка выпадет сейчас.

Снимите центрирующую втулку — этот клин типично конической формы удерживает верхний подшипник гарнитуры на месте.

Стоит держать все детали в порядке.
Оскар Хакл / Наши СМИ

Некоторые гарнитуры в сборе включают в себя прокладки или тонкий клин над крышкой гарнитуры или между крышкой и центрирующей втулкой.

Обратите внимание на все эти элементы, поскольку в дальнейшем они могут иметь решающее значение для правильной регулировки.

Шаг 4

Это верхний подшипник.
Каден Гарденер / Наши СМИ

Теперь верхний подшипник гарнитуры должен быть открыт.

Снимите подшипник и проверьте его состояние — если это картриджный подшипник, то он должен быть гладким, без зазубрин и шероховатостей. На нем также не должно быть коррозии.

В некоторых более дешевых велосипедах используются шарикоподшипники, заключенные в сепаратор или фиксатор. В этом случае необходимо убедиться, что они не подвержены коррозии, достаточно смазаны и сепаратор находится в хорошем состоянии.

Следите за тем, чтобы шарики не выскочили из сепаратора и не упали на пол мастерской.

На ощупь подшипник должен быть приятным и гладким.
Каден Гарденер / Наши СМИ

Большинство картриджных подшипников предназначены для замены по мере износа. В гарнитурах премиум-класса, таких как Chris King, Cane Creek и других, сам подшипник можно обслуживать, если он не слишком изношен.

Если вы собираетесь использовать подшипник повторно, тщательно протрите его ветошью. Также необходимо тщательно очистить чашку или посадочное место, в котором находится подшипник.

См. полное руководство по гарнитурам если вы не знаете, как измерить подшипник перед поиском замены.

Стоит сохранить старую гарнитуру до установки сменной, чтобы использовать ее в качестве средства сравнения.

Шаг 5

В данном примере нижний подшипник вышел вместе с вилкой.
Каден Гарденер / Наши СМИ

Теперь можно перейти к нижнему подшипнику гарнитуры.

Нижний подшипник гарнитуры изнашивается быстрее, чем верхний, поскольку он находится на линии прямого выстрела песка и мусора с дороги или тропинки.

Обычно существует три варианта доступа к подшипнику нижней гарнитуры.

Подшипник может быть извлечен вместе с вилкой, и его можно просто сдвинуть, чтобы проверить его состояние.

В других случаях подшипник может остаться на своем месте.
Каден Гарденер / Наше Медиа

Возможно, подшипник остался на своем месте в головной трубе. Если вам повезет, он будет извлечен так же легко, как и верхний. Однако, учитывая, что подшипник более чувствителен к внешним воздействиям, нередко он остается на месте.

В этом случае необходимо аккуратно извлечь его из гнезда. Старайтесь вынимать подшипник поэтапно, осторожно работая с одной стороны подшипника, а затем переходя к другой и двигаясь по кругу.

Если подшипник по-прежнему не поддается, есть два варианта.

Можно распылить на него проникающую жидкость и вернуться к работе, когда она подействует. В качестве альтернативы, используя зубило, можно выбить подшипник из посадочного места резиновой киянкой, подобравшись к нему с верхней части головной трубы.

При таком способе извлечения подшипника вы, скорее всего, повредите его, поэтому он почти наверняка потребует замены.

Стоит тщательно прочистить все детали.
Каден Гарденер / Наши СМИ

После снятия подшипника, как и верхнего, проверьте его состояние и определите, нуждается ли он в замене. Если вы собираетесь использовать его повторно, тщательно очистите его.

Очистите чашку или гнездо нижнего подшипника.

Также рекомендуется протереть и проверить состояние рулевой трубы вилки и коронки (если таковая имеется).

Шаг 6

Нанесите тонкий слой смазки на посадочные места подшипников.
Каден Гарденер / Наши СМИ

Перед установкой имеющейся или заменяемой гарнитуры нанесите слой смазки на оба посадочных места подшипников.

Если в вилке используется заводная головка, стоит нанести тонкий слой смазки и на нее.

С учетом того, что гарнитура подвергается большим нагрузкам, целесообразно использовать высокоэффективную смазку.

Если вы часто ездите в особо неблагоприятных условиях, рассмотрите возможность использования морской смазки для дополнительной защиты подшипника от внешних воздействий.

Если вы заменяете подшипник нижней гарнитуры, а в вилке используется корончатый подшипник, то новый подшипник может быть разработан для работы со своим собственным корончатым подшипником.

Для этой работы может потребоваться инструмент для снятия и установки корончатых колес, который стоит довольно дорого, поэтому, возможно, стоит обратиться в веломагазин.

Шаг 7

Установите подшипники.
Каден Гарденер / Наши СМИ

Нанеся слой смазки на чашку или седло, установите подшипники. Если вы не переборщили со смазкой чашек и посадочных мест, добавьте немного смазки в сами подшипники.

При замене шарикоподшипников с сепаратором необходимо обязательно набить смазкой дорожки качения.

Вставьте вилку и вытрите излишки смазки. Если производитель штока или велосипеда не указывает на необходимость использования пасты для сцепления с рулевой трубой, она должна быть абсолютно сухой и без смазки.

Шаг 8

Установите на место детали гарнитуры в правильном порядке.
Каден Гарденер / Наши СМИ

Установите на место центрирующую втулку, крышку гарнитуры и прокладки в порядке, обратном их снятию.

Установите шток на рулевую трубу и оставшиеся прокладки.

При наличии достаточной длины головной трубы мы рекомендуем установить над штоком как минимум одну проставку диаметром 3-5 мм — это обеспечит достаточное пространство для зажима верхней крышки гарнитуры и предварительного натяжения подшипников.

В этой вилке используется карбоновый шатун, поэтому она оснащена расширительной вилкой.
Каден Гарденер / Наши СМИ

Перед установкой верхней крышки стоит проверить состояние гайка звездочки или расширительная пробка (также известная как компрессионная пробка) в рулевой трубе.

Гайки-звездочки используются на рулевых трубах из сплава и могут со временем выйти из строя. Также необходимо установить новую гайку, если вы обрезали рулевую трубу.

Экспандерные заглушки используются на карбоновых рулевых трубах. Если вы обрезали рулевую трубу, ее необходимо снять и установить заново. Перед установкой расширительной заглушки целесообразно наклеить на внутреннюю часть шайбы карбоновую прокладку.

Затяните вилку расширителя с рекомендуемым моментом затяжки с помощью ключа динамометрического ключа , чтобы исключить это из уравнения при последующей регулировке гарнитуры.

Установите верхнюю крышку, но не затягивайте ее до конца. Стоит нанести на болт тонкий слой литиевой смазки, чтобы он плотно вошел в резьбу расширительной пробки.

Установите на место переднее колесо — регулировать гарнитуру удобнее, когда велосипед стоит на земле, а не в ремонтный стенд.

Как отрегулировать безрезьбовую гарнитуру

Теперь, когда вы обслужили гарнитуру, пришло время ее отрегулировать.

Шаг 1

Затяните верхнюю крышку.
Каден Гарденер / Наши СМИ

Затяните верхнюю крышку, пока не почувствуете сопротивление.

Выровняйте шток по отношению к переднему колесу и равномерно затяните болты штока с требуемым моментом затяжки — обычно между отметками 5 и 8 Нм.

Чтобы идеально отцентрировать переднее колесо, можно перевеситься через верхнюю трубу велосипеда.

Шаг 2

Нажмите на передний тормоз и покачайте мотоцикл вперед-назад, чтобы проверить наличие люфта.
Каден Гарденер / Наши СМИ

Теперь можно проверить регулировку гарнитуры.

Одной рукой нажмите на передний тормоз, а другую руку положите на крышку гарнитуры. Попробуйте покачать подшипник вперед-назад. Если гарнитура ослаблена, вы почувствуете, как качаются подшипники, или даже увидите, как двигается крышка гарнитуры.

В гарнитуре не должно быть никакого люфта, а также избыточного сопротивления.

Если гарнитура слишком тугая, руль будет туго вращаться.

Затяните болты крепления штока, как только убедитесь в правильности регулировки.
Каден Гарденер / Наши СМИ

Если есть люфт в гарнитуре, немного ослабьте болты штока и слегка затяните верхнюю крышку. Проверьте результаты и отрегулируйте при необходимости.

Убедившись в отсутствии люфта, повторно затяните болты крепления штока.

Как обслуживать резьбовую гарнитуру

Как и в случае с безрезьбовой гарнитурой, сначала необходимо установить, что именно не так с гарнитурой (если это вообще возможно).

Несколько раз оттолкните переднее колесо от земли. Дребезжащий звук указывает на то, что гарнитура ослабла.

Если перекладина фиксируется посередине и направлена прямо, значит, она либо слишком туго затянута, либо подшипники сильно изношены.

Необходимые инструменты:

Для работы с резьбовыми гарнитурами требуются специальные инструменты.
BikeRadar
  • Ключи для гарнитуры (обычно 32 или 36 мм)
  • Шестигранные ключи 4, 5 и 6 мм
  • Резиновая киянка
  • Смазка и обезжириватель
  • Динамометрический ключ
  • Тонкие шайбы безрезьбовой гарнитуры
  • Шариковые подшипники 5/32 или 1/8 дюйма или картриджные подшипники гарнитуры

Шаг 1

Для облегчения обслуживания снимите переднее колесо.

Шаг 2

Для извлечения штока пиноли часто требуется постучать по нему киянкой.
BikeRadar

Затем снимите пиноль штока.

Для старых 1-дюймовых стеблей пиноли необходимо сначала выбить клин стебля, чтобы извлечь стебель.

С помощью шестигранного ключа ослабьте болт клина, поворачивая его против часовой стрелки до тех пор, пока он не выступит настолько, чтобы можно было резко ударить по нему резиновой киянкой.

Стоит оставить несколько витков резьбы, чтобы предотвратить падение конуса или клина в рулевое колесо.

Шаг 3

Снимите шток и шины и прикрепите их к верхней трубе велосипеда с помощью старого носочного ремня, чтобы провода не болтались.

Снимите вилку, отсоединив тормоз и, при необходимости, брызговик, затем открутите контргайку и верхнюю чашку.

Размер необходимого ключа зависит от размера гарнитуры. Если вы не уверены в том, какой размер вам нужен, измерьте его с помощью верньерного штангенциркуля по паре параллельных плоскостей ключа.

Шаг 4

В данном случае износ конуса и чашки довольно легко заметить.
BikeRadar

Снимите подшипники и проверьте их состояние. Тщательно очистите подшипники и чашку с помощью обезжиривателя и ветоши.

Если в системе используются свободные шарикоподшипники в сепараторе, внимательно осмотрите поверхность дорожки подшипников — если она изношена, то должны быть хорошо видны равномерно расположенные выбоины, каждая из которых соответствует отдельному шарикоподшипнику.

Когда гарнитура слишком туго или слишком свободно ездит в течение длительного времени, каждый подшипник постепенно вырезает для себя небольшое гнездо. Этот процесс значительно ускоряется под воздействием песка и загрязнений от влажной среды.

Если с вашей гарнитурой дело обстоит именно так, то при сборке можно установить дополнительные подшипники.

Состояние картриджных подшипников определить гораздо проще. Проведите пальцем по внутренней поверхности, и если на ощупь они окажутся зернистыми или с зазубринами, то их необходимо заменить. Опять же, некоторые премиальные варианты от таких брендов, как Chris King или Campagnolo, можно обслуживать.

Старый подшипник стоит сохранить до замены на случай возникновения каких-либо проблем.

Шаг 5

Запасные шарикоподшипники можно приобрести в местном магазине велосипедов.
BikeRadar

Если вы заменяете шарикоподшипники, то они, скорее всего, имеют диаметр 1/8 или 5/32 дюйма и должны быть доступны в местном веломагазине.

Добавьте немного смазки, достаточное количество, чтобы удержать свободные шарики на месте, и добавляйте подшипники до тех пор, пока они не заполнят чашку, следя за тем, чтобы они правильно располагались в дорожке качения на пути подшипника. Смазка должна помочь подшипникам держаться вместе, чтобы они не упали на пол.

Если на поверхности подшипников обнаружен износ, можно попытаться установить дополнительные подшипники для устранения зазора, чтобы предотвратить их дальнейшее заедание.

Идея заключается в том, чтобы в итоге подшипники заняли неповрежденные участки конусов и чашек.

В противном случае лучше всего просто заменить чашки. Для этого потребуется специальный пресс для подшипников и сгоны, которые могут стоить дорого, поэтому лучше обратиться за помощью в местный веломагазин.

Если вы заменяете картриджный подшипник, то перед установкой картриджа рекомендуется нанести на его поверхность слой смазки. Затем стоит добавить еще немного смазки в сам подшипник.

Шаг 6

Заменив или смазав подшипники, можно приступать к сборке системы.

Установите на место вилку и накрутите контргайку, не забыв заменить имеющиеся прокладки.

Контргайка должна быть плотно затянута и только соприкасаться с подшипником. Вскоре можно приступить к тонкой регулировке.

Затем установите на место шток пиноли и затяните его динамометрическим ключом с требуемым моментом.

Как отрегулировать резьбовую гарнитуру

Для регулировки старых гарнитур с резьбой потребуется пара гаечных ключей.
BikeRadar

Удерживая переднее колесо или раму между ног, опираясь на брусья, осторожно наденьте на контргайку ключ для гарнитуры соответствующего размера и поверните против часовой стрелки.

В некоторых гарнитурах для верхней и нижней гаек используются гаечные ключи разных размеров, но это редкость.

Если это особенно трудно, попробуйте повернуть нижнюю чашку по часовой стрелке, чтобы освободить ее, ослабив верхнюю контргайку.

Отрегулируйте нижнюю чашку до отсутствия люфта, но свободного хода, затем зафиксируйте верхнюю гайку.

Реклама

Это может занять несколько попыток, и всегда лучше работать с небольшим шагом — иногда для достижения оптимального результата достаточно даже восьмой доли оборота.

Пожалуйста, включите JavaScript для просмотра

comments powered by Disqus.

Оцените статью
Добавить комментарий