- Как отрегулировать параметры сжатия и отбоя на горном велосипеде
- Отбой, сжатие и другие основы работы подвески
- Анатомия вилки и амортизатора
- Что такое демпфирование?
- Что такое демпфирование сжатия и почему оно похоже на кофейный фильтр?
- Что такое контур сжатия?
- Объяснение демпфирования отскока
- Демпфирование сжатия
- Как отрегулировать демпфирование отбоя
- Как отрегулировать отбой на подвеске RockShox
- Как отрегулировать отбой на подвеске Fox
- Насколько быстрым должен быть отскок?
- Что касается сжатия и отбоя на высоких и низких скоростях?
- Настройте подвеску под себя
- Авторы
- Финлей Андерсон
- Социальные сети
- Теги
Как отрегулировать параметры сжатия и отбоя на горном велосипеде
Узнайте, как работает демпфирование сжатия и отбоя и как их регулировать

Независимо от того, едете ли вы на хардтейле или на полноподвесном горном велосипеде, его подвеска выполняет одну основную задачу — поглощает удары, возникающие на трассе, сжимаясь, а затем возвращается в исходное положение, контролируемым образом готовая поглотить следующий удар.
Демпфирование сжатия и отбоя помогает рассеивать или контролировать энергию, возникающую при сжатии или растяжении подвески горного велосипеда.
Оптимальная настройка демпфирования сжатия и отбоя имеет решающее значение для хорошей работы подвески.
Регулировка демпфирования сжатия позволяет точно настроить количество энергии, рассеиваемой демпфером при сжатии, замедляя (или ускоряя) скорость перемещения вилки или амортизатора.
Регулировка демпфирования отбоя позволяет точно настроить скорость возврата подвески в исходное положение после поглощения удара.

Здесь можно добиться больших успехов. Когда правильной настройке, подвеска будет эффективно поглощать удары и силы, возникающие на трассе, обеспечивая максимальное сцепление с дорогой и плавную и сбалансированную езду.
С другой стороны, некачественная настройка сжатия и отбоя может привести к тому, что велосипед будет казаться жестким или неподдерживаемым, потеряет сцепление с дорогой и нарушит баланс.
В этом руководстве мы объясним, как работают демпферы сжатия и отбоя и как их регулировать.
Отбой, сжатие и другие основы работы подвески
Анатомия вилки и амортизатора

В своей самой простой форме подвеска начинается с пружины.
Пружина может быть изготовлена из металла в виде витков, как пружина матраса, или из газа, находящегося в герметичной камере.
Оба витые и пневматические пружины обеспечивают сопротивление подвески или поддерживают вес Вас и Вашего мотоцикла на трассе, а также противостоят силам, действующим на подвеску при сжатии на неровностях.

Аналогичным образом, как витковые, так и пневматические пружины имеют «коэффициент упругости». Она используется для описания силы, необходимой для сжатия пружины, в Ньютонах на миллиметр или фунтах на дюйм хода.
Для спиральных пружин характерна линейная зависимость между степенью сжатия и силой, необходимой для сжатия. Обычно номиналы пружин обозначаются в фунтах, поэтому для сжатия пружины на один дюйм потребуется усилие в 200 фунтов на дюйм.
Усилие, необходимое для сжатия пружины, находится в линейной зависимости от степени ее сжатия. Для сжатия пружины массой 200 фунтов на два дюйма потребуется усилие 400 фунтов, на четыре дюйма — 800 фунтов, и так далее до полного сжатия.
Эта зависимость между силой, необходимой для сжатия пружины, и степенью ее сжатия является причиной того, что спиральные пружины описываются как линейные.

Пневматические пружины, однако, имеют прогрессивную характеристику. Усилие, необходимое для сжатия пневматической пружины на определенное расстояние, не является линейным — по мере сжатия она становится все более упругой.
Существуют различные способы, с помощью которых разработчики подвесок регулируют эти характеристики в соответствии с поставленными целями, и, безусловно, есть свои плюсы и минусы у пневматических и витых подвесок, но пока мы оставим все как есть: и воздух, и витки являются эффективными средствами создания пружины.
Что такое демпфирование?

Итак, мы узнали, что подвеска горного велосипеда использует воздушную или винтовую пружину для поглощения ударов. Однако без демпфирования вилка и амортизатор будут представлять собой не более чем пару палок, бесконтрольно отскакивающих от каждого камня и корня, что приведет к ухудшению управляемости велосипеда. Это не то, что нам нужно.
Демпфирование предназначено для управления движением подвески, рассеивая энергию, возникающую при сжатии и растяжении, регулируемым образом.
Как уже упоминалось, существует два типа демпфирования: сжатие и отбой.
Что такое демпфирование сжатия и почему оно похоже на кофейный фильтр?
Демпфирование сжатия регулирует силу, с которой вилка или амортизатор перемещаются по своему ходу, используя масло.
Это масло циркулирует по контуру сжатия, который предназначен для ограничения его потока.
Ограничение потока масла делает подвеску более жесткой, заставляя ее сжиматься и разжиматься медленнее. В крайнем случае, это может привести к полному прекращению движения, что называется блокировкой.
Свободно текущее масло ускоряет сжатие и растяжение подвески, а также делает ее более мягкой на ощупь.
Что такое контур сжатия?

Что такое контур сжатия, спросите вы? Точная механика зависит от марки и модели, но в целом контур сжатия состоит из небольших металлических пластин, называемых прокладками, а также портов и клапанов, предназначенных для регулирования потока масла.
Считайте, что контур сжатия — это как френч-пресс для кофе.
При подаче давления жидкость — или кофе — движется через сетчатый фильтр.
Если бы отверстий в сетке было больше, можно было бы нажимать на плунжер с меньшим усилием. И наоборот, если бы отверстий в сетке было меньше, то для нажатия на плунжер требовалось бы большее усилие.
Наконец, если в плунжере не будет отверстий для прохождения кофе, то сжать плунжер будет невозможно — кофе будет «заблокирован» (ужасная мысль).
Объяснение демпфирования отскока

Теперь мы находимся в точке движения, где ваша подвеска сжимается, так что она выполнила половину своей работы.
Теперь вилка или амортизатор стремятся вернуться в полностью растянутое состояние.
Скорость отскока контролируется двумя факторами.
Во-первых, чем сильнее сжата пружина, тем быстрее она стремится вернуться в несжатое состояние. Вспомните линейную зависимость между силой, необходимой для сжатия пружины, и степенью ее сжатия: полностью сжатая, она «хранит» больше этой силы.
Когда вилка или амортизатор находятся в состоянии, близком к полному ходу, они будут пытаться растянуться гораздо быстрее, чем если бы они были сжаты наполовину или на четверть.
Во-вторых, демпфирование отскока контролирует или рассеивает силу пружины, замедляя скорость отскока амортизатора или вилки до тех пор, пока он не вернется к полному ходу или не сожмется снова.

Как и в случае со схемой сжатия, демпфирование отбоя основано на движении масла через клапаны и регулировочные прокладки для регулирования скорости, с которой подвеска растягивается после сжатия.
Аналогия с кофе и маслом справедлива и здесь. Если поток масла ограничен, вилка или амортизатор будут медленно возвращаться на полный ход. Когда поток масла через контур отбоя не ограничен, пружина — воздушная или спиральная — будет быстро «отпружинивать» от удара.
Регуляторы демпфирования отбоя на Fox и Подвеска RockShox (среди других марок) имеет вид циферблата красного цвета. На большинстве вилок он находится в нижней части правой ноги вилки.
Баланс между быстрым и медленным отскоком подвески имеет ключевое значение, но об этом подробнее позже.
Демпфирование сжатия

На многих подвесные вилки и амортизаторов, демпфирование сжатия осуществляется с помощью циферблата и/или рычага блокировки. В вилках и амортизаторах Fox и RockShox, среди прочих марок, используются циферблаты синего цвета для обозначения регулировки сжатия.
Поворот этих ручек и/или циферблатов по часовой стрелке постепенно ограничивает поток масла через контур сжатия, тем самым делая подвеску более жесткой при сжатии.
Когда подвеска открыта, поток масла через демпфер сжатия менее ограничен, что помогает ему свободно поглощать удары (представьте себе свободно текущий кофе).

Увеличение уровня демпфирования сжатия позволяет контролировать степень сжатия подвески в определенных ситуациях.
При прохождении сжатий и скоростных подъемов не стоит использовать слишком большой ход подвески — это может привести к дестабилизации геометрии мотоцикла и не позволит ему поглощать неровности.
Усиление демпфирующего контура помогает бороться с нежелательными движениями подвески, такими как проскальзывание педалей, позволяя водителю экономить энергию в нужный момент. Примером местности, где стоит обратить внимание на усиление подвески велосипеда, являются ровные, накатистые тропы.
А как быть в тех случаях, когда требуется полная блокировка? Если вы хотите свести к минимуму колебания подвески во время движения по дороге или подъема по ровным тропам, переведите рычаг в самое жесткое положение.
Именно для этой цели на некоторых амортизаторах и вилках устанавливаются специальные пороговые рычаги или рычаги блокировки — отдельно от стандартных регуляторов сжатия.
Как отрегулировать демпфирование отбоя
Рассмотрим, как регулировать отскок на подвесках Fox и RockShox. Как два крупнейших игрока в индустрии подвесок для MTB, эти бренды наиболее часто встречаются на трассах.
Хотя уровень регулировки демпфирования сжатия зависит от цены вилки или амортизатора (более дорогие варианты часто имеют больше возможностей для регулировки), регулировка отбоя присутствует на всех подвесках Fox и RockShox.
Однако не стоит отчаиваться, если вы используете подвеску другой марки — регулировки на вашей вилке или амортизаторе, скорее всего, будут аналогичными.
Как отрегулировать отбой на подвеске RockShox

RockShox использует очень удобный для пользователя подход: черепаха и шакалопа (мифическое существо, которое частично заяц, а частично антилопа) подсказывают, в какую сторону нужно повернуть ручку отбоя, чтобы увеличить или уменьшить скорость, с которой подвеска растягивается после сжатия.
Если повернуть ручку против часовой стрелки, как указывает шакалопай, то контур отбоя будет разомкнут, что позволит маслу свободно циркулировать, а подвеске — быстро отскочить.
С другой стороны, если повернуть ручку на «полную черепаху», то поток масла будет ограничен до такой степени, что вилка или амортизатор будут медленно возвращаться к своему полному ходу.
Как отрегулировать отбой на подвеске Fox

Fox, напротив, использует подход, который требует от пользователя более глубокого понимания того, что происходит внутри вилки. Обозначения «плюс» и «минус» на ручках отбоя этой компании указывают на добавление или убавление демпфирования отбоя, а не на скорость восстановления подвески после удара.
У Fox «плюс» означает большее демпфирование отскока (более медленный отскок), а «минус» — меньшее демпфирование отскока (более быстрый отскок).
Насколько быстрым должен быть отскок?

На скорость отбоя подвески влияет множество факторов: масса мотоциклиста, скорость, стиль езды и рельеф местности.
Важно помнить, что подвеска предназначена для обеспечения максимального сцепления с дорогой; для этого необходимо поддерживать контакт шин с землей.
Ключ к регулировке отбоя заключается в том, чтобы найти оптимальную точку, в которой подвеска возвращается после удара достаточно быстро, чтобы шины мотоцикла как можно дольше сохраняли контакт с землей (что обеспечивает сцепление с дорогой), и достаточно высоко поднимается для следующего удара. Однако этот процесс должен быть достаточно медленным, чтобы вас не заносило и не нарушалось сцепление с дорогой, когда колеса «бьют» по поверхности тропы.
Слишком медленное движение приведет к тому, что подвеска будет казаться вялой и даже может «сбиться», то есть не успеет достаточно растянуться между очередными ударами, чтобы поглотить следующий.
Слишком быстрая подвеска будет отскакивать от препятствий, нарушая сцепление с дорогой.

Хорошей отправной точкой является поворот ручки отбоя в одну крайность (неважно, в какую) и подсчет количества щелчков или оборотов, необходимых для перехода в другую крайность диапазона. Зная, сколько точек регулировки имеет подвеска, вы получите точку отсчета для ее настройки.
Чтобы настроить подвеску, найдите участок разнообразной трассы, по которой вам удобно ездить, и установите регулировки демпфирования и пружин вилки и амортизатора в соответствии с рекомендациями производителя.
Затем проедьте по трассе несколько раз, регулируя каждый параметр (сжатие, отбой и пружину) до тех пор, пока не появится ощущение, что мотоцикл хорошо поглощает неровности, сохраняет геометрию на сжатиях и поворотах и не проседает.
Что касается сжатия и отбоя на высоких и низких скоростях?

Некоторые вилки и амортизаторы, например, премиум-класса от Fox и RockShox, имеют возможность регулировки как высоко-, так и низкоскоростного демпфирования.
Здесь все может оказаться несколько сложнее. Упоминаемые здесь «высокоскоростной» и «низкоскоростной» демпферы не имеют отношения к скорости, на которой вы едете. Вместо этого они относятся к «скорости вращения вала» подвески (скорости, с которой вилка или амортизатор сжимаются или разжимаются).

Высокоскоростная демпфирующая система сжатия вступает в игру в таких ситуациях, как резкий наезд на неровность с квадратными краями. Подвеска должна резко и быстро сместиться, чтобы поглотить удар.
Низкоскоростное демпфирование сжатия используется в таких сценариях, как вкатывание мотоцикла в длинный вал, где нагрузка на подвеску постепенная и длительная.

Демпфирование отбоя на высоких и низких скоростях, как мы уже объясняли, зависит от глубины хода вилки или заднего амортизатора. Чем дальше они находятся, тем выше скорость вращения штока при отбое.
Если вы хотите отрегулировать скорость возврата подвески из глубокого хода, используйте регулятор скорости. Для изменения скорости возврата из более мелкого хода используйте регулятор низкой скорости.
К сожалению, регулировки сжатия и отбоя не работают независимо друг от друга: изменение скоростного или низкоскоростного демпфирования влияет на другое, а регулировка отбоя может также изменить демпфирование сжатия.
Настройте подвеску под себя

Когда речь заходит о демпфировании сжатия и отбоя, многое становится понятным, и в процессе обучения придется совершать множество проб и ошибок.
Однако, несмотря на то, что у вас может возникнуть соблазн попробовать настройки вашего любимого профессионального гонщика, мы рекомендуем изучить работу регуляторов на вашей конкретной подвеске и потратить некоторое время на то, чтобы почувствовать, как различные настройки работают на трассах, по которым вы любите ездить.
Пожалуйста, включите JavaScript для просмотра
comments powered by Disqus.